Самым основным духом Воды у наших предков считался Водяной (Водяной дед, Водовик) - принимавший чаще всего облик крупного старика, всего обросшего волосами преимущественно зеленого цвета и длинною бородой.

Часто опутывала тело Водяного тина, а ноги заменял ему рыбий хвост - атрибут множества водных жителей. Состояние Владыки водного мира зависело напрямую от фаз Луны: силы у Водяного деда на молодой месяц прибавлялись, а заметно убывали после полнолуния.

Славяне верили, что Водяной обладает настоящим даром пророчества, так и в то, что сама по себе вода хранит информацию о будущем и прошлом.

Поэтому, незамужние девицы на Святки всегда спускались гадать к проруби, и надеялись, что Водяной даст увидеть им отражение их суженных. Рыбаки Водяному приносили обильные жертвы, чтобы он в сети загонял больше рыбы и не причинял всем в его власти оказавшимся вреда.

В свите Водяника присутствовали водяницы, называемые иначе еще русалками, прекрасные девушки с очень длинными волосами, и весьма бледной, практически прозрачной кожей. Согласно поверьям, становились Водяницами те, кто случайно утонул или кого чья-то злая воля погубила. Эти духи Воды постоянно проказничали и нередко приносили людям вред: путали сети рыбаков, разрушали плотины и мосты. Тем не менее, у них поведение было мягко говоря, не очень-то и однозначным. Часто крестьяне призывали Водяницпрямо на поля, так как знали - там, где водяные девы пробегут, земля даст отличный урожай. Порой бывало, что, полюбив смертного человека, Водяница за него выходила замуж, но брак их был несчастливым.

Кикимора - еще один древний дух воды. Она обитала в топких болотах, поэтому не особенно удивительно, что ее наши предкисчитали коварным и опасным существом. Кикимора выглядела как женщина небольшого роста, порой даже принимала вид девочки, в наряде с болотными цветами в своих волосах и из пушистого мха. Она людям показывалась очень редко, в основном кричала из трясины своим страшным голосом. Могла к себе затащить неосторожного путника и до смерти замучить его.

К добрым духам Воды, несомненно славяне относили Бродниц - это разновидность Берегинь, настроенных благожелательно к людям. Столь прекрасные девы часто селились рядом с плотинами бобров и возводили свои переходы из веток деревьев через реки, чтобы было можно попасть с берега на берег. Более того, как из их имени явствует, Бродницы сторожили броды, им не давали разрушаться, и указывали данные броды обычно сбившимся путникам с дороги.

Люди с глубокой древности знали, что какими бы духи Воды не обладали свойствами, установить контакт с ними можно было лишь выразив свое глубочайшее почтение и проявив заботу о стихии. В противном случае, даже очень негативно настроенный дух или же божество становились пугающими и неприветливыми.

Водяной дед- хозяин вод. Водяные на дне рек и озер пасут стада своих коров - сомов, лещей, карпов и прочей рыбы. Командует ундинами, русалками, и другими водными жителями. Вообще он обычно добрый но порой водяной не прочь побаловаться и затащить на самое дно зазевавшегося человека, чтобы тот его развлекал. Утопленники тоже кстати ходят в услужении у этого странного дедушки.

Водяного наши предки представляли в виде обрюзглого голого старика, пучеглазого, да еще и с рыбьим хвостом. Он весь был опутан тиной, имеет окладистую большую бороду, а также зеленые усы. Водяной обернуться мог крупной рыбой, лошадью или ребенком. Обитает он чаще в омутах, селиться любит под водяной мельницей. Он способен разрушать запруды, потому как его нужно умилостивить, принося какое-нибудь животное в жертву.

Наделялись особой силой родниковые Водяные, по преданиям, родники возникли от удара молний самого Перуна - очень сильного божества. Данные ключи именовались "гремячими" и сохранилось это в названии множества источников.

Болотные кикиморы. На болотах слышны время от времени странные звуки — как будто голос некоего неведомого существа. Сколько угодно можно уверять, что это крики хлюпанье тины и крики болотных птиц, — все равно будет верить местное население в чудовищ, проживающих в трясине и утаскивающих к себе людей. Согласно известному русскому поверью, на болоте обитают опасные потусторонние сущности именуемые кикиморами. Кикиморами могут стать девочки, проклятые своими же матерями еще в утробе или до момента крещения, а также умершие некрещеными. Подобных детей еще в младенчестве похищают нечистые силы, а и они в семилетнем возрасте превращаются в ужасных и злых духов - кикимор. Одни кикиморы выходят впоследствии замуж за домовых, и затем начинают пакостить в домах, другие - за леших.

По многим русским народным поверьям, кикиморы обожают заманивать осторожных путников в болотную трясину. Обычно они людям не показываются, только кричат голосом из болота громким, призывая на помощь. Те, кто на этот зов спешит, неминуемо гибнут. Кикимора обернуться может прекрасной девушкой. Поманит путника к себе, тот к ней шагнет - и она его затянет в топь… Порой людей заводят из шалости в болото дети кикиморы и лесавки - лешего. В лучшем случае в своем безобразном обличье кикимора вскакивает на спину путнику и катается на нем, словно на лошади, при этом оставляя хотя бы его в живых.

В славянской мифологии водяной - часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

Водяной - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян - настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина - это его волосы, а пена на поверхности воды - слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября , прощались с Водяным - несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной - олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

Подробнее о славянской мифологии.

Самым основным духом Воды у наших предков считался Водяной (Водяной дед, Водовик) – принимавший чаще всего облик крупного старика, всего обросшего волосами преимущественно зеленого цвета и длинною бородой.

Часто опутывала тело Водяного тина, а ноги заменял ему рыбий хвост – атрибут множества водных жителей. Состояние Владыки водного мира зависело напрямую от фаз Луны: силы у Водяного деда на молодой месяц прибавлялись, а заметно убывали после полнолуния.

Славяне верили, что Водяной обладает настоящим даром пророчества, так и в то, что сама по себе вода хранит информацию о будущем и прошлом.

Поэтому, незамужние девицы на Святки всегда спускались гадать к проруби, и надеялись, что Водяной даст увидеть им отражение их суженных. Рыбаки Водяному приносили обильные жертвы, чтобы он в сети загонял больше рыбы и не причинял всем в его власти оказавшимся вреда.

В свите Водяника присутствовали водяницы, называемые иначе еще русалками, прекрасные девушки с очень длинными волосами, и весьма бледной, практически прозрачной кожей. Согласно поверьям, становились Водяницами те, кто случайно утонул или кого чья-то злая воля погубила. Эти духи Воды постоянно проказничали и нередко приносили людям вред: путали сети рыбаков, разрушали плотины и мосты. Тем не менее, у них поведение было мягко говоря, не очень-то и однозначным. Часто крестьяне призывали Водяницпрямо на поля, так как знали – там, где водяные девы пробегут, земля даст отличный урожай. Порой бывало, что, полюбив смертного человека, Водяница за него выходила замуж, но брак их был несчастливым.

Кикимора – еще один древний дух воды. Она обитала в топких болотах, поэтому не особенно удивительно, что ее наши предкисчитали коварным и опасным существом. Кикимора выглядела как женщина небольшого роста, порой даже принимала вид девочки, в наряде с болотными цветами в своих волосах и из пушистого мха. Она людям показывалась очень редко, в основном кричала из трясины своим страшным голосом. Могла к себе затащить неосторожного путника и до смерти замучить его.

К добрым духам Воды, несомненно славяне относили Бродниц – это разновидность Берегинь , настроенных благожелательно к людям. Столь прекрасные девы часто селились рядом с плотинами бобров и возводили свои переходы из веток деревьев через реки, чтобы было можно попасть с берега на берег. Более того, как из их имени явствует, Бродницы сторожили броды, им не давали разрушаться, и указывали данные броды обычно сбившимся путникам с дороги.

Люди с глубокой древности знали, что какими бы духи Воды не обладали свойствами, установить контакт с ними можно было лишь выразив свое глубочайшее почтение и проявив заботу о стихии. В противном случае, даже очень негативно настроенный дух или же божество становились пугающими и неприветливыми.

Водяной дед- хозяин вод . Водяные на дне рек и озер пасут стада своих коров - сомов, лещей, карпов и прочей рыбы. Командует ундинами, русалками, и другими водными жителями. Вообще он обычно добрый но порой водяной не прочь побаловаться и затащить на самое дно зазевавшегося человека, чтобы тот его развлекал. Утопленники тоже кстати ходят в услужении у этого странного дедушки.

Водяного наши предки представляли в виде обрюзглого голого старика, пучеглазого, да еще и с рыбьим хвостом. Он весь был опутан тиной, имеет окладистую большую бороду, а также зеленые усы. Водяной обернуться мог крупной рыбой, лошадью или ребенком. Обитает он чаще в омутах, селиться любит под водяной мельницей. Он способен разрушать запруды, потому как его нужно умилостивить, принося какое-нибудь животное в жертву.

Наделялись особой силой родниковые Водяные, по преданиям, родники возникли от удара молний самого Перуна - очень сильного божества. Данные ключи именовались "гремячими" и сохранилось это в названии множества источников.

Болотные кикиморы . На болотах слышны время от времени странные звуки - как будто голос некоего неведомого существа. Сколько угодно можно уверять, что это крики хлюпанье тины и крики болотных птиц, - все равно будет верить местное население в чудовищ, проживающих в трясине и утаскивающих к себе людей. Согласно известному русскому поверью, на болоте обитают опасные потусторонние сущности именуемые кикиморами. Кикиморами могут стать девочки, проклятые своими же матерями еще в утробе или до момента крещения, а также умершие некрещеными. Подобных детей еще в младенчестве похищают нечистые силы, а и они в семилетнем возрасте превращаются в ужасных и злых духов – кикимор. Одни кикиморы выходят впоследствии замуж за домовых, и затем начинают пакостить в домах, другие – за леших.

По многим русским народным поверьям, кикиморы обожают заманивать осторожных путников в болотную трясину. Обычно они людям не показываются, только кричат голосом из болота громким, призывая на помощь. Те, кто на этот зов спешит, неминуемо гибнут. Кикимора обернуться может прекрасной девушкой. Поманит путника к себе, тот к ней шагнет – и она его затянет в топь… Порой людей заводят из шалости в болото дети кикиморы и лесавки - лешего. В лучшем случае в своем безобразном обличье кикимора вскакивает на спину путнику и катается на нем, словно на лошади, при этом оставляя хотя бы его в живых.


Духи воды у древних славян
Самым главным духом Воды у древних славян был Водяной (Водовик, Водяной дед) – обычно принимавший облик крупного старика, обросшего волосами зеленого цвета и такою же бородой. Часто тело Водяного опутывала тина, а ноги ему заменял рыбий хвост – атрибут многих водных сущностей. Состояние Владыки подводного мира напрямую зависело от фаз Луны: на молодой месяц силы у Водяного деда прибавлялись, а после полнолуния заметно убывали.
Считалось, что Водяной обладает даром пророчества, поскольку вода является хранительницей информации о прошлом и будущем.
Поэтому, на Святки незамужние девицы ходили гадать к проруби, в надежде, что хозяин вод покажет им отражение их суженого. Рыбаки приносили Водяному обильные жертвы, чтобы он загонял в сети больше рыбы и не причинял вред оказавшимся в его власти людям.

Свиту Водяника составляли водяницы, иначе еще называемые русалками, красивые девушки с длинными волосами, и очень бледной, почти прозрачной кожей. Согласно поверьям, Водяницами становились те, кто утонул случайно или кого погубила чья-то злая воля. Эти духи Воды любили проказничать и нередко вредили людям: путали рыбацкие сети, разрушали мосты и плотины. Однако их поведение было не таким уж однозначным. Например, крестьяне нередко призывали Водяниц на поля, поскольку знали – там, где пробегут водяные девы, земля даст хороший урожай. Случалось, что, полюбив какого-нибудь смертного, Водяница выходила за него замуж, но брак их не был счастливым.
Еще одним древним духом Воды являлась Кикимора. Обитала она в топких болотах, поэтому не удивительно, что ее считали опасным и коварным существом. Кикимора имела вид маленькой женщины, иногда девочки, в наряде из пушистого мха и с болотными цветами в волосах. Редко показывалась людям, лишь кричала из трясины страшным голосом. Могла затащить к себе неосторожного путника и замучить его до смерти.
К положительным духам Воды, несомненно, относили Бродниц – разновидность Берегинь, благожелательно настроенных к людям. Эти прекрасные девы обычно селились рядом с плотинами бобров и строили переходы через реки из веток деревьев, чтобы можно было попасть с одного берега на другой. Кроме того, как явствует из их имени, Бродницы сторожили броды, не давая им разрушаться, и указывали эти броды сбившимся с дороги путникам.


С глубокой древности люди знали, что какими бы свойствами не обладали духи Воды, установить с ними контакт можно было, только выразив свое глубокое почтение и проявив надлежащую заботу о стихии, которую они представляли. Иначе, даже самый дружелюбно настроенный дух или божество становились неприветливыми и пугающими. И забывать об этом не следует.
Мария Шеваленко.
Водяной дедушка - хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с
рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.
"Водяной дух"
Не ходи к потоку -
Он шумит, бежит,
Там неподалеку
Водяной сторожит.
Он на дне золотом
Неприметен днем.
Солнце лишь к закату-
Он встает из реки
Тяжелую пяту
Кладет на пески
И, луной озарен,
Погружается в сон.
До утра косматый
Там спокойно спит,
Рой духов крылатый
Вокруг него сторожит,
Чтоб случайно волна
Не встревожила сна

Д.П.Ознобишин



Кикиморы болотные
На болотах время от времени слышны странные звуки - как будто голос неведомого существа. Можно сколько угодно уверять, что это крики болотных птиц и хлюпанье тины, - все равно местное население будет верить в чудовищ, живущих в трясине и утаскивающих к себе людей. По русскому поверью, на болоте обитают потусторонние сущности - кикиморы. Кикиморами якобы становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от огненного змея-искусителя. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются в злых духов – кикимор. Одни кикиморы впоследствии выходят замуж за домовых и начинают пакостить в доме, другие – за леших. Они и становятся болотными.

Согласно народным поверьям, болотные кикиморы любят заманивать осторожных путников в трясину. Обычно они не показываются людям, только кричат из болота громким голосом, призывая на помощь. Те, кто спешит на этот зов, неминуемо погибают. Кикимора может обернуться прекрасной девушкой. Поманит к себе путника, тот шагнет к ней – и она затянет его в топь… Иногда людей из шалости заводят в болото дети кикиморы и лешего - лесавки. В лучшем случае кикимора в своем безобразном обличье вскакивает путнику на спину и катается на нем, как на лошади, при этом хотя бы оставляя его в живых.

Лобасты - русалки, живущие в камышах. По повериям, это дети, умершие некрещенными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, они проводят в играх и шалостях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сделать ее своей подругой лобастой.

Болотняник - дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена - болотница, дева-утопленница. Состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.

Водяной - дух рек и озер. Всегда голый, в черной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него лапы с перепонками, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскаленные угли. Обычно сидит на коряге и звон-ко хлопает по воде. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.

Водяница - жена водяного. Утопленница из крещеных, потому и не принадлежит к нечистой силе. Она предпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы резвятся и тогда могут рвать сети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками.

Анчутка - злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощник водяных и болотных. В сказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку.

Мавки - злые духи, часто смертоносные. Само имя этих лесных русалок образовано от слова «навь» - покойницы. Они бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны их внутренние органы.

Ичетик - злой дух из рода водяных. Не обладает могучими свойствами своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зеленый, весь в пиявках и водорослях. Всплывает в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу - посевы заливает, подмывает мостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребенка или пьяного взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).

Бродницы - духи, охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут.

Дана - славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, напевающая свою журчащую жизнерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» - «вода», «неня» - «мать») и осталось в названии многих рек (Днепр, «Данаприс», Днестр, Дунай, Двина, Донец). Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

(Из книги В. Калашникова, "Славянская мифология", 2007)