История обоев уходит корнями в глубокую древность - во времена китайских императоров и индийских раджей. С тех пор изменились технологии производства, появились новые материалы, но осталась неизменной традиция украшать стены квартир, коттеджей и офисов «разрисованной бумагой» и тканями. Что же сегодня предлагают своим потребителям производители отделочных материалов для стен?

История обоев началась около 200 года до нашей эры в Китае. Именно тогда китайцы изобрели рисовую бумагу и начали оклеивать ее стены жилищ. Китайские мастера хранили секрет изготовления бумаги почти полтысячелетия. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы.

Примерно в VIII веке производство бумаги начало распространяться в Европе, а в Х-XI столетиях получило широкое распросторанение в европейских странах, а также в России. Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от модных тенденций. Cтаринные расписные обои и сегодня можно увидеть в лучших музеях мира. И все-таки, широкое применение бумажные обои получили намного позже, в то время как основными материалами для отделки стен служила ткань.

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков", но в те времена можно было купить только сравнительно небольшие куски обоев.

В 1675 году Жан Папильон, французский гравер, придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, это послужило новой ступенью в развитии обойного производства.

С XVIII века благодаря новейшим методам производства получила широкую известность продукция Лондонских цехов.

Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIII века. были особенно популярны, что было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

В те времена обои клеили не прямо на стены, как сейчас, а на холст, натянутый на деревянный подрамник, который и прикрепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев был воздух.

Первое время рисунки обоев подражали фактуре штукатурки, кирпича, а также рисунок различных тканей. Рисунки тканых и бумажных обоев обязательно соответствовали моде. В XVIII веке наиболее распространены были пейзажи, изображения пастушек и пастушков, жанровые сцены, китайские пейзажи или мелкие цветочные узоры, имитации под мрамор, малахит, лазурит. В Викторианскую эпоху все больше развиваются методы машинной многоцветной печати, что приводит к дальнейшему удешевлению обоев и росту их популярности. Обои приходят практически в каждый дом.

В эпоху модернизма обои на время утратили свою популярность, но длилось это до начала 20 годов XX столетия, после чего наступило новое "возрождение" обоев.

Когда начинаешь делать ремонт неизбежно встает вопрос о выборе обоев для декора стен. В настоящее время существует большое количество видов и типов обоев . Как разобраться какой тип обоев подойдет именно под ваш стиль, создаст уют и не причинит вред вам и вашим родным и близким? Давайте рассмотрим.

Основоположником и прародителем всех видов обоев являются бумажные обои . Самые популярные и наиболее востребованные. Они делятся на два вида: однослойные (симплекс) и двухслойные (дуплекс). Благодаря дополнительному покрытию, двухслойные имеют более длительный срок службы нежели однослойные, которые придаются воздействию внешних факторов: солнце, влага и т. д. Преимущество бумажных обоев - это низкая цена, большой ассортимент и простота в поклейке . Для расчета количества рулонов обоев вы можете воспользоваться калькулятором обоев .

Существуют следующие разновидности обоев:

В отличие от бумажных, флезилиновые обои имеют большую прочность. Они не боятся воды, пропускают воздух, но имеют ограниченный выбор в комбинации узора, чаще всего флезилиновые обои используют под покраску. Они отлично держат форму и скрывают видимые трещины. Основа обоев это собственно та же бумага только с добавлением тканевых волокон. Имеют один недостаток - это высокая цена.

Текстура виниловых обоев может быть гладкой, рельефной или в стиле шелкографии (картинка). Наличие специальных микропор, которые не допускают проникновению влаги, а с обратной стороны не препятствуют ее испарению, в помещении обеспечивается нормальный микроклимат. Такой тип покрытия хорошо подходит для прихожей, кухни или гостиной комнаты.

Акриловые обои . К сожалению, из-за того что на обои наносится тонким точечным слоем акрил, такие обои имеют меньшую долговечность. Зато благодаря точечному методу нанесения акрила, обои могут «дышать». Такие обои можно использовать в детских комнатах, т. к. они могут мыться и защищены от механических повреждений.

Акриловые обои.

Очень красивы, изготовлены только из натуральных материалов: шпон, бамбук, солома, джут, тростник, водоросли. Могут иметь как бумажную, так и флезилиновую основу. Специальное покрытие защищает лицевой слой от пыли. Такие величественные и экологически чистые обои используют для поклейки залов или спален. Они боятся влаги и механических внешних повреждений, например если в доме есть кошка, она легко может привести дорогие обои в негодность.

Сделают утонченной и уникальной каждую комнату. Основа, как и в натуральных может быть флезилиновой или бумажной. Сверху наносится волокна льна, джута, велюра, шелка, вискозы. Они могут быть рельефными и гладкими, в зависимости из чего изготовлен внешний слой.

Уникальность выбора таких обоев есть его рисунок. Картинка может быть выполнена абсолютно на разнообразный мотив. В основном используют самоклеющую основу.

Простыми словами — это вид декоративной штукатурки. В основе производства этих жидких обоев используется целлюлоза. Для придания декоративности в состав добавляют красители, блестки, натуральные волокна. Отсутствие швов и стыков придают внешнему виду интерьера целостность композиции. Кроме всего они обладают высоким уровнем шумоизоляции.

Основа стеклообоев — это стеклонители. Они имеют большую прочность. Производители таких обоев гарантируют износостойкость около 30 лет. Клеят их в основном в офисных помещениях или в новостроях, т. к. не дают усадки. Красят красками на латексной или водной основе. Приятны на ощупь. Экологически чистый материал не создает среды для плесени и прочих вредителей. Но есть незначительный минус - это минимальное количество выбора узора.

Если вы любитель стиля хай тек, то такие обои идеально впишутся в ваш интерьер. Создают красивые блики при солнечном и искусственном освещении. Обладают хорошей звукоизоляцией и легко моются. Основной слой обоев это пористая бумага, а верхний очень тонкий слой занимает алюминиевая фольга. Фольга имеет покрытие токонепроводящей краски. Из-за своих полезных свойств экранировать излучение от находящихся за стенкой электроприборов, они имеют достаточно высокую стоимость.

Огромный ассортимент обоев по комбинации цвета и текстуры дает возможность сделать индивидуальный выбор каждому кто затеял ремонт. А если вы решили использовать обои двух видов, то только выиграете от этого, но необходимо придерживаться определенного алгоритма их сочетания. Бумажные обои можно сочетать с виниловыми, текстильные с фотообоями, т. е. пару найдут схожие по фактуре обои. Существуют большое количество комбинирования обоев :

  • Объемные вставки;
  • Метод обойных вставок;
  • Горизонтальное комбинирование;
  • Вертикальное комбинирование;
  • Оформление ниш;
  • «Лоскутное» комбинирование.

Каждое из этих идей создадут визуальный эффект, украсят интерьер, подчеркнет достоинства всего помещения.

Обои, используемые для отделки помещений, также имеют свою удивительную историю. Есть сведения, что впервые обои были использованы во II веке до н. э. в Китае. Они были далеко не теми обоями, которые мы имеем сейчас в рулонах. Самые древние образцы были разрисованные вручную и представляли собой большие куски бумаги.

Первые печатные обои датируются 1509 г. Они были изготовлены в Англии, но также были еще «кусковыми», а не рулонными. 1675 год ознаменован началом изготовления деревянных печатных форм, которые благодаря повторяющимся узорам существенно ускоряли процесс нанесения рисунка.

Наряду с бумажными обоями во Франции в XVII-XVIII веках популярными были тканевые, имитирующие щелк отделочные материалы. Влагостойкие обои также давнее изобретение. Оно было запатентовано еще в 1858 году.

В Америке начало применения обоев припадает на 1739 год. А в 1778 году Людовиком XVI был издан указ, что длина рулона обоев должна составлять примерно 34 фута (10,4 м). И только в 1799 году была изобретена машина, позволяющая получать рулоны бумажных обоев. Выпуск был налажен далеко не сразу. Только примерно через полвека спустя появился во Франции рулон, причем рисунок был нанесен уже типографским способом. Пожалуй, только их можно считать первыми обоями.

В России обои начали применяться с первой половины XIX века. Первая фабрика была построена под Петербургом. В настоящее время наблюдаем изобилие разных видов обоев, но бумажные обои не потеряли своей актуальности.

А вот первая модная волна на фотообои пришла в нашу страну около двадцати лет назад. Такие «улучшенные» обои покорили сердца и дома многих жителей больших и малых городов. Цифрового изобилия еще не существовало, поэтому выбор изображений для фотообоев был очень невелик. Сегодня ситуация изменилась коренным образом – появилось множество толковых специалистов, способных создать определенное изображение на стену для конкретного человека. Фотообои удивительно вписываются под любой интерьер, женщины в большинстве своем выбирают фотообои с изображением цветов .

В середине 19 века французский художник и литограф Жюль Шере стал одним из основоположников плакатного дела, печатного мастерства, создателем далекого предка современных фотообоев… Шере имел свою литографическую мастерскую и за всю жизнь создал не меньше полутора тысяч плакатов и постеров для театральных помостов, цирковых площадок и кафе. Правильным будем выделить имя еще одного человека, французского аристократа и художника Анри Лотрека. Оба были графиками и декораторами и имели благотворное влияние на работу друг друга. Шере предложил прототип современного постера, первым став подписывать свои работы. Именно он определил основные принципы удачной рекламы на плакате. Такое положение дел продлилось до второй половины 19 века. Последующее развитие печати на крупноформатных бумажных полотнах достигло уровня настоящего искусства, особенно после того как граф Тулуз-Лотрек добавил в литографии насыщенные, броские цвета. Благодаря этим людям сегодня мы наслаждаемся контрастными крупноформатными изображениями. желтая роза на стене

Исторические факты. Многочисленные попытки

Задолго до Жюля Шере и графа Лотрека еще один французский художник-миниатюрист Жан Бурдишон расписал 50 рулонов бумаги. Он нарисовал ангелов на голубых «обоях». Эта работа была использована для декоративного оформления резиденции короля Людовика XI. Вскоре подобным образом стали украшаться элитные дома в аристократических кругах. Этот эпизод в истории породил то ли фреску, то ли фотообои…! В середине 18 века печатник из Филадельфии Флисон Планкетт провел небольшой эксперимент. С помощью деревянных заготовок он нанес на бумажные полотна узор, а после разукрасил его вручную. Так произошла еще одна попытка и, наверно, вполне удачная, изобрести бумажный декор на стену.

Многие знают, что современные фотообои обладают влагоотталкивающими свойствами. Впервые «наделили» обои такой особенностью после Второй мировой войны. Технологии позволили производить более прочные образцы обоев, которые можно было аккуратно протирать влажной губкой. Это значительно продвинуло новый тип обоев на потребительский рынок декоративных покрытий. изображение Венеции на стене в столовой

Сегодня фотообои опять стали модными и популярными. Давно прошли времена, когда принты на фотообоях были скучными и однообразными. Технологии производства поменялись в лучшую сторону и сейчас многие любители живописных изображений имеют реальную возможность обновить свой дом качественными и реалистичными фотообоями.

История обоев началась в Китае 200 лет до нашей эры. Именно в то время в Китае изобрели рисовую бумагу и начали оклеивать ею стены жилищ.

Из Китая бумажные обои были вывезены англичанами. Они первыми в Европе и освоили их производство. В Европе в течение многих веков копировали китайские обои, правда, нередко привнося в роспись "стенных бумаг" родные сюжеты. Известно, например, что в 1481 г. Людовик ХI приказал заплатить придворному художнику 24 ливра за роспись 50 бумажных свитков благочестивыми изображениями. В дальнейшем лавры первенства в массовом промышленном изготовлении обоев достались извечной сопернице Франции - Англии.

Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину XVIIIвека. В России предпочтение "бумажкам" отдавали в Москве, что было связано с особой московской модой на сравнительно недорогие имитационные материалы в отделке частных особняков и усадеб.

Люди того времени, успевшие привыкнуть к красоте исполнения тканых обоев, хотели, чтобы бумажные обои были такого же высокого качества. Но технология этого не позволяла - качество изображения сильно уступало тканым обоям, да и раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало слишком много времени. Расписывать же бумагу вручную - слишком дорогое удовольствие.

Еще одним шагом на пути к современным обоям стало изобретение ручного способа печати с помощью выпуклой деревянной печатной формы. Выступающие части формы покрывались краской, на них клали лист бумаги и сверху прокатывали ручным валиком или прижимали прессом. Этот способ китайцы использовали еще в X веке, но только в XIV он появился в Европе. А самым важным открытием в промышленном производстве бумажных обоев стало изобретение в 1799 году французом Луи Робером бумагоделательной машины, которая наконец-то стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. В Англии, считавшейся лидером в производстве бумаги, производители платили налог с каждого листа, соответственно выпуск бумажных обоев рулонами был государству совсем не выгоден. И гениальному изобретению хода не дали...

И лишь спустя 40 лет англичанин У. Престон, работавший мастером-печатником, решил, что на машине для печати на коленкоре (переплетный материал) можно печатать и обои. Он же впервые применил цилиндрические валики для печатного рисунка - так получилась машина, ставшая прообразом современных обойных станков. В Россию изобретение Луи Робера пришло только в первой трети XIX века. Уже в 1632 году в домах знати были бумажные обои, но они покупались за границей или в богатых поместьях производились кустарным способом своими же крепостными. В последней трети XVIII столетия дворянскую Россию захлестнула строительная мания. Возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои бешено возрос! Стало модно кроме традиционных в то время отделочных материалов - художественных тканей, искусственного и натурального мрамора, золоченой деревянной резьбы, бронзы и хрусталя - использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. Бумагоделательное и обойное производство сильно активизировалось, в 1795 году стали широко продаваться московские фабричные обои.

Обои с орнаментом, то есть ритмически упорядоченным рисунком, получили преобладание со второй половины ХIХ века. Орнамент неожиданно усилил свойство обоев не только украшать, но и исправлять жилище: поднимать его потолок, раздвигать стены, изменять пропорции помещения.

Машины же сделали обои дешевыми и доступными. Обои нашли, наконец, массового потребителя. Теперь имело смысл тратиться на усовершенствование в технике и технологии. Обои стали печатать металлическими валами, были механизированы проклейка бумаги, ее грунтовка, сушка, отделка и т. д. Приводившиеся раньше в движение силой пара обойные машины в конце ХIХ века стали электрическими.

Знаменитая постройка того времени, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, -дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино. Бумажные обои использовались здесь для отделки и жилых комнат, и парадных помещений дворца - Картинной галереи, театра, Итальянского павильона и примыкающих к нему кабинетов. Количество рисунков поражает своим богатством: цветочные композиции, арабески, персонажи античной мифологии, меандровые узоры, бордюры и фризы с растительными и геометрическими орнаментами. Есть здесь обои, имитирующие мрамор разных цветов и рисунков, гранит, порфир, малахит, лепнину потолков и фризов, золоченую деревянную резьбу. Их наклеивают на стены в виде шпалер, из отдельных фрагментов компонуют разнообразные панно, облицовывают поверхности деревянных колонн и постаментов под скульптуру, украшают створки дверей.

Современные технологии позволили использовать сотни текстур и расцветок, которые смогут удовлетворить вкус любого покупателя. Наверное, именно поэтому на сегодняшний день обои являются самым популярным материалом для декорирования стен. Компания «Элизиум» рада предложить Вам качественные , которые представлены у нас во всем своем многообразии дизайна и фактуры.

Обои, которые есть почти в любой квартире - совершенно обыденная ныне вещь. Но всё имеет своё начало, есть оно и у производства обоев в России. Об этом и пойдёт речь в этом материале. Текст взят из книги Екатерины Юхнёвой "Петербургские доходные дома".

Сначала обои делались тканевые, обычно - шелковые, хотя известны полотняные и хлопчатобумажные. В первой половине XVIII века в Петербурге во дворцах знати были обычны шелковые китайские обои с росписью. Такие же обои покрывали стены Летнего, Екатерингофского, Меншиковского дворцов.
Для более простых помещений использовали холст, его или белили, или пропитывали воском. В «Описи загородному двору, что на Фонтанке, Артемия Волынского» сообщается, что большая часть комнат обиты полотном и выбелены. А зал «...по панели обит обоями вощанкою цветною».
Во второй половине XVIII века широко распространились штофные обои. У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» в доме у дяди «В гостиной штофные обои» (глава II).
Д. Благово в «Рассказах Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад (то есть в конце XVIII века. - Е. Ю.), где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». К началу XIX века штофные обои и печи, украшенные пестрыми изразцами, уже вышли из моды.
Чрезвычайно редко встречались обои из кожи, так, в знаменитом доме С. Яковлева «в большой зале стены были обтянуты кожаными обоями, расписанными масляными красками».
Позже появились бумажные обои. Первое упоминание об их использовании относится к 1761 году: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями» (здесь речь идет о помещении с «лифтом» в Зимнем дворце).

Производство бумажных обоев на мануфактурах появилось во второй половине XVIII века. Обои склеивали из отдельных листов бумаги, а затем вручную наносилась краска. В России промышленное изготовление бумажных обоев впервые началось в 1817 году на Императорской обойной фабрике, возведенной по проекту архитектора Ю.М. Фельтена и С.П. Берникова на восточной окраине Ропшинского парка, на берегу Фабричного пруда. В 1822 году фабрика переехала в Царское Село, в здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. Фабрику закрыли в 1869 году. До нашего времени эти постройки дошли практически без изменений.
Наряду с Императорской обойной фабрикой с 1820-х годов существовали и частные фабрики, к середине века их было уже 7.
С изобретением непрерывной бумагоделательной машины появились рулонные обои. Сначала бумажные рулоны привозили из-за границы, а с начала 1820-х годов их стали производить на Петергофской фабрике.


Изобретенная в Англии Пальмером в 1823 году обойнопечатная машина появилась в России в начале 1850-х годах.
Самые простые и дешевые обои изготавливались одноцветными - бумажная основа просто грунтовалась, вот обои и готовы. На более дорогие обои наносился узор вручную при помощи деревянных печатных досок, их количество равнялось числу использованных цветов и оттенков, доходившему до нескольких сотен. 
С появлением обойнопечатной машины максимальное используемое количество красок уменьшилось до 30, обычно же применялось 4-6 красок вместо нескольких сотен при ручной окраске.
Обои, предназначенные для парадных помещений, еще золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. При помощи пресса делались тисненные или рельефные обои.
Самыми дорогими считались «насыпные» обои. На бумажную основу по трафарету наносили клеем узор и посыпали его мелкими разноцветными шерстяными ворсинками. Получался выпуклый бархатистый узор.

Для защиты от влаги и грязи обои лакировали японским растительным лаком. Такие водонепроницаемые обои появились в 1840-х годах. Делались даже несгораемые
обои, их пропитывали фосфорно-аммиачной смесью и квасцами еще до нанесения краски.
Обои могли служить по 30-40 лет, не тускнели, не выгорали, не осыпались. Естественно, в «барских» квартирах их переклеивали чаще, в зависимости от меняющейся моды.
Обычная ширина обоев равнялась 47 см. Длина рулона была различной - в Петербурге чаще всего 11-12 аршин.
В 1830 году «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы».


К середине XIX века в Петербурге имелось 12 обойных магазинов, в них торговали «по весьма умеренным ценам - обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры - от 10 до 30 руб. за кусок». В то время отделка одной комнаты высококачественными фабричными обоями, отечественными или импортными, стоила от 200 до 300 руб.
К концу XIX века уже в 33 магазинах можно было купить обои по следующим ценам за рулон: «бумажные» (негрунтованные) - по 9 коп., «фунтовые» - по 20 коп., «глянцевитые» - по 25 коп., «тисненые» - по 85 коп.
Предварительный итог начального распространения обоев подвела промышленная выставка в 1849 году: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».

Наклеивать обои старались только на сухие стены, иначе они отставали. Но в Петербурге при высокой влажности это не всегда удавалось. Вот как А. Вербицкая описывала в 1899 году комнату, которую снимали за 20 рублей трое студентов в рассказе «Репетитор»: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках».
В XIX веке сложилась система оклейки, используемая до настоящего времени. Штукатурку намазывали горячим жидким раствором клея, наклеивали газеты и по ним при помощи холодного крахмального или мучного клейстеров с добавкой клея наклеивали обои.
Приведу суть рекомендаций по применению обоев из старинных книг по домоводству. Кое-какие из них не устарели и по сию пору.

Оклеивая квартиру из нескольких комнат, обои рекомендовалось подбирать по цвету так, чтобы избежать как однообразия, так и резких контрастов: не сочетать очень темные и очень светлые, очень блеклые и предельно яркие, а также противоположные цвета - такие, как желтый и синий, зеленый и красный.
При выборе обоев следовало принимать во внимание светостойкость их красок. Голубые и синие обои под действием света быстро выгорают. Надо также помнить, что синие обои в темных помещениях «седеют», приобретают сероватый оттенок.
Оклеивать стены можно от потолка до пола одинаковыми обоями или обоями двух видов. В последнем случае одними обоями оклеивалось примерно три четверти стены, другими - в виде широкого бордюра - ее верхняя часть. При таком способе оклейки, пригодном лишь для высоких помещений, для нижней части стены обычно брались сетчатые, полосатые или с мелким рисунком обои, а для бордюра - с крупным цветочным рисунком.
Если обои не примыкали к лепному карнизу, то по верхнему краю их наклеивали бордюр. Цвет его должен хорошо сочетаться с цветом обоев. Вместо бумажного бордюра можно применить деревянный багет - узкие полированные, лакированные, покрытые бронзой, гладкие или рельефные рейки.

Как рекомендовалось в многочисленных книгах по домоводству, «коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) - с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель - с зеленоватыми и голубыми; белая - с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева - с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми обоями». Чем больше в комнате находилось предметов убранства, тем «спокойнее» должны быть цвет и рисунок обоев.