Существует ряд декоративных штукатурок, сутью которых является создание объемных текстур, узоров и даже сложных рисунков на минеральной поверхности. Такие объемные рисунки (в зависимости от глубины и вида рельефа) называются барельефами, горельефами, контррельефами и койланаглифами.

Об этих видах рельефов и способах их выполнения можно прочитать в статье « », а сейчас рассмотрим наиболее древнюю, монументальную технику сграффито – не по праву забытый способ выполнения цветных декоративных штукатурных рисунков.

Наиболее примитивным способом нанесения узоров на минеральный штукатурный слой этой техникой пользовались даже первобытные люди: археологи нашли выцарапанные узоры на пластах глины, нанесенные на стены пещер. Однако, происхождение определения «сграффито», как вида монументальной художественной резьбы по штукатурке, имеет итальянские корни и переводится как «выцарапывание».

Суть техники заключается в нанесении нескольких слоев цветных штукатурных составов, и выполнении по ним (на сырую, пока слоя не схватились) рельефа путем выцарапывания контуров рисунка, на заданную глубину, до необходимого цветного слоя. В результате, получается не только рельефный, но и цветной, с винтажным эффектом, узор.

Сегодня выполненная по всем правилам традиционной техники, штукатурка сграффито практически не встречается, более того, почти все современные мастера профильной специализации – маляра и штукатуры вовсе ничего не знают об этой декоративной отделке.

Материалы для выполнения штукатурки сграффито

Стоит отметить еще одно преимущество, которым обладает цветная штукатурка сграффито: с годами, портясь, она стает более декоративной, ведь создается эффект старинного, античного декора. Именно поэтому не стоит беспокоиться о защите слоем высокопрочного лака, воска, и др.

Но это естественное состаривание минеральной поверхности наиболее уместно в случае, если изображаемый рисунок с цветовой гаммой по древним мотивам (египетские и грецкие узоры и изображения Богов, например).

Материалы для подготовки поверхностей под выполнение в технике сграффито подбираются с вяжущим составом, на котором будут готовиться и следующие, декоративные слои. Речь идет о поверхностей. Для наружной и отделки в помещениях с высокой влажностью используются водостойкие составы, для сухих помещений внутри – неводостойкие.

Однако в любом случае, так как сграффито – очень дорогой вид отделки, подготовка должна выполняться традиционными растворами высокой марки, или современными высокопрочными составами из сухих смесей. На таблице предложены традиционные составы материалов средних и высоких марок.

Известь лучше всего применять гидравлическую по причине того, что она считается наиболее прочной. Существуют еще глиноизвестковые составы, но они имеют низкую марку, и нежелательно их применять для подготовки под декоративные отделки.

Известково-гипсовый традиционный состав применять для сграффито не вариант – то, что быстро схватится подготовительный слой – то нестрашно, а вот цветные слои на таком вяжущем невозможно будет успеть прорезать на мокрую.

Нецелесообразно применять и современные составы на гипсовой основе по причине того, что их переходная фаза «гелеобразная» (между жидким и затвердевшим раствором), во время которой производится резьба сграффито, очень мала по времени.

Материалы для декоративных слоев , именуемых также финишными, представляют собой те же традиционные штукатурные составы, только с тщательно просеянным, промытым, мелкофракционным (мелкозернистым) песчаным наполнителем, желательно – кварцевым песком.

Во время приготовления, такие чистовые составы подкрашивают введением пигментов (красителей), по традиционным технологиям – натурального происхождения. На основе натуральных красителей, цветная декоративная штукатурка сграффито является очень дорогостоящей, поэтому сейчас немного отступают от традиционной технологии и пользуются синтетическими пигментами.

Для таких целей нужно брать естественно, щелочестойкие пигменты, и учитывать, что расход их при нанесении полноценной толщины штукатурного слоя, будет в десятки раз больше, чем при колеровании лакокрасочных составов. На таблице предложены соотношения пигментов к вяжущим и наполнителям для приготовления 10 кг декоративного цветного состава.

Пропорции цементно-известкового декоративного цветного раствора сграффито для фасада
Цвет Вяжущие компоненты Наполнители Пигменты натуральные
Тип портландцемента Тип извести Песчаный, фракции, мм Тонкого помола
Белый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,25-0,5 мука мраморная
700 г 1 кг 7 кг 1,3 кг
Светло-серый обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Перекись марганца
500 г 2 кг 7,4 кг 100 г
Желтый насыщенный белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 6,8 кг 600 г
Золотисто-желтый белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 7 кг 400 г
Желтый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,5-2 Мука мраморная
2 кг 1,5 кг 5 кг 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 1) обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Ультрамарин Окись хрома
400 г 2 кг 7,4 кг 500 г 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 2) белый портландцемент известковое тесто песок кварцевый Окись хрома
200 г 2,2 кг 7,4 кг 200 г
Зеленый обыкновенный портландцемент известь пушонка Крошка зеленого офикальцита фракции 0,2-2 Окись хрома
1,5 кг 1,5 кг 6 кг 1 кг
Синий белый портландцемент Известковое тесто Песок белый речной или кварцевый Ультрамарин
200 г 1,8 кг 6 кг 1 кг
Кремовый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок белого мрамора 0,5-2 Песок белого известняка 0,5-2 Охра золотистая
800 г 1,2 кг 1,8 кг 6 кг 200 г
Розовый обыкновенный портландцемент известковое тесто Песок мраморный 0,25-0,5 Мумия
400 г 2 кг 7,3 кг 300 г
Терракотовый обыкновенный портландцемент известь пушонка молотый кирпич (цемянка) Песок люберецкий кварцевый железный
1 кг 1,5 кг 1,5 кг 5,8 кг 200 г

Что касается цементно-известковой краски, которая может применяться в качестве последнего слоя, то она имеет немного другой состав, чем штукатурка сграффито и представляет собой водный раствор тонкого помола компонентов. Приготовление (в массовой части на 10 кг сухой смеси): портландцемент марки 400 – 2 кг; известь-пушонка – 1,32 кг; пигмент – не более 1,32 кг в сухом виде перемешивают, затем добавляют мелкий кварцевый песок – 2 кг, а затем доломитовую муку – 3,34 кг, и снова перемешивают. Затворяют водой за полчаса до начала окраски.

Люберецкий песок – это состав из двух фракций: 0,5-1 мм – 11,2% и 0,05-0,25 мм – 88,4%. Также его преимущество – минимальное количество нежелательных примесей, которые могут повлиять на цветовые и технические характеристики составов для сграффитовой штукатурки. Название он получил от месторождения, где его добывают. Бывают и другие кварцевые пески с похожим, подходящим процентным содержанием двух фракций. Что касается простого кварцевого песка, то его фракция как и любого другого, для штукатурных работ, равна около 1 мм.

Эта таблица пропорций цементно-известкового раствора сграффито подходит для расчетов фасадной штукатурки, так как имеет необходимую для нее водостойкую цементную составляющую. Для «внутрянки» же, в сухих помещениях подойдет наиболее классический материал – известковая цветная штукатурка (без, или с минимальным количеством второго вяжущего), таблицу пропорций которой можно наблюдать далее.

Пропорции известкового декоративного цветного раствора сграффито для интерьера
Цвет раствора Вяжущее Наполнитель Пигмент
Белый известковое тесто белый песок
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг)
Желтый известковое тесто белый песок охра
1 (2 л, 2,8 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,2 (0,4 л, 1,2 кг)
Зеленый (от светлого тона) известковое тесто белый песок окись хрома
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг) 0,1 (0,2 л, 1 кг)
Красный известковое тесто белый песок мумия
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,4 (0,8 л, 2 кг)
Синий известковое тесто белый песок ультрамарин
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,5 кг)
Коричневый известковое тесто портландцемент белый песок охра золотистая умбра
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (3 л, 3,6 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,3 (0,6 л, 1,8 кг) 0,1 (0,2 л, 0,8 кг)
Розовый известковое тесто белый песок Цемянка (кирпич молотый)
1(2 л, 2,8 кг) 2,5 (5 л, 7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,26 кг)

Представлены приблизительные расчеты, которые могут неточно совпадать с имеющимися материалами, так как плотность материалов взята средняя по ГОСТ. К примеру, сухой и влажный песок имеет разбежность в 50 г/1 л.

Для покрытия последнего, лицевого слоя, могут использовать очень жидкую, колерованную известь, так называемую «кистевую штукатурку». Самый элементарный ее состав – известковое тесто с введенным пигментом необходимой концентрации для получения той или иной насыщенности оттенка. Состав разводят до жидкости краски, расход которой, как правило, составляет 250-350 г/м2, в некоторых случаях – до 500 г/м2.

Пропорции расхода пигмента на 1 л известкового теста

Цвет известковой краски

Наименование пигмента

Расход пигмента, г

Розовый

марс красный

Оранжевый

крон оранжевый

Апельсиновый

крон желтый

киноварь

ультрамарин

охра золотистая

киноварь

Фисташковый

охра золотистая

В вышеописанной таблице расхода пигмента идет расчет на 1 л известкового теста средней плотности (1,4 кг/л). Это значение может колебаться от 1,3 до 1,5 кг/л. Плотность пигментов также взята по средним значениям.

Стоит также заметить, что окрасочные составы, составы цветной кистевой тонкослойной штукатурки сграффито могут колероваться дорогостоящими минеральными пигментами для монументальной, церковной живописи. Это связано с гораздо меньшим расходом таких составов на единицу площади.

Для повышения прочности, в качестве модифицирующей добавки может применяться поваренная соль – 40 г на 1 л (1,4 кг) известкового теста. В такой же дозировке, заменой может послужить олифа, однако, добавлять ее необходимо в процессе гашения извести.

Инструменты для выполнения штукатурки сграффито

Выполнение данной разновидности отделки требует наличия многих инструментов на разных технологических этапах. Если Вы собираетесь выполнять работу с нуля (с голой кирпичной сены), то потребуются практически все разновидности инструментов: от простого молотка и до художественных инструментов – скульптурных ножей, резцов, стеков.

Даже при наличии черновой отделки, штукатурка сграффито выполняется с наличием инструментов для основных и декоративных работ, а в зависимости от выбранного способа формирования самого рисунка, нужны либо приспособления для резьбы, либо шаблоны и трафареты для оттисков. Способы выполнения описаны в конце, а сейчас пойдет речь об инструментах и их назначении.

Инструменты для нанесения и разравнивания цветных слоев сграффито, в зависимости от их толщины, разделяют на штукатурные и малярные. Например, для слоев более 4 мм, применяют кельмы для набрасывания и штукатурные полутерки для намазывания/разравнивания; 2-4 мм наносят широкими малярными шпателями для выполнения беспесчаной накрывки. Также тонкие слои толщиной 1- 3 мм выполняют широкими кистями.

Подбирают инструмент для заглаживания нанесенного слоя исходя из состава декоративного слоя. Если он изготовлен с песчаным наполнителем (фракция около 1 мм), то берут пвх, полистирольную, полиуретановую или деревянную терку. Самые удобные и эффективные в работе – современные: ПВХ (поливинилхлоридные) и полиуретановые. Если же сосав содержит наполнитель тонкого помола (в виде муки) или состоит из чистого пигментированного вяжущего, то его выглаживают предпочтительно металлическими гладилками или шпателями.

Инструменты для формирования рисунка классического сграффито условно разделяют на те, которыми прорезается слой на определенную глубину и те, которыми он выбирается. Для прорезей берутся ножи или так называемые резцы различного профиля лезвия, а выборки раствора между линиями разреза – стек.

Также может применяться и механизация – специальный станок с гибким валом на подобии бормашины. Резьба производится по средствам вращающегося на высоких скоростях сверла. Сверла также бывают различного профиля, их называют фрезами.

Если выполнять рисунок/узор предполагается не в классической технике сграффито, то вместо скульптурных инструментов готовятся оттиски – шаблоны и трафареты. С помощью вторых выполняют так называемое тонкослойное сграффито. При этом в зависимости от сложности и количества деталей, они бывают однокомпонентными и многокомпонентными. В статье « » есть информация про то, что такое прямые и сложные трафареты.

Шаблоны в данном случае отличаются только тем, что выполнены из досок или фанер определенных толщин, что создает не только контур, но и оббьем рисунка. И вместо «прямые-обратные», как в случае с трафаретами, следует пользоваться терминами форма и лекало. Форма – это контур (фигура, узор), вырезанный в плоскости фанеры или доски, посредствам которого формируется рисунок.

Лекало же – это сама фанера или доска в контуре узора/фигуры, посредствам которой наносимый следующий слой не попадает внутрь границ лекала. То есть, лекало плотно приставляется к цветному слою, вокруг наносится следующий слой – принцип такой же, как и у обратного трафарета.

Классические техники и способы имитации штукатурки сграффито

Вне зависимости от способа выполнения работы, нужно точно рассчитать свои силы, или количество исполнителей в звене (если большие объемы) для обеспечения быстрой обработки декоративных слоев. Это связано с суровыми правилами нанесения и обработки: техника сграффито предполагает выполнение слоя в заданных границах цельно, беспрерывно, и его обработку не позднее 12-и часов после нанесения.

Время зависит от температурно-влажностного режима, вида раствора, его марки, подвижности (густоты) и толщины наносимого слоя, поэтому его определяют экспериментально для каждого нового фронта работ. Что касается видов данной цветной штукатурки, то основных их существует два, которые в свою очередь делятся на:

  • классическая тонкослойная;
  • классическая;
  • имитация классической тонкослойной (трафаретами);
  • имитация классической (шаблонами).

Классическое тонкослойное сграффито выполняется в случае, если слоя всего два. Очень важно учитывать, чтобы верхний (тонкий) слой обладал высокой укрывистостью и нижележащий не просвечивался через него. На это свойство влияет качество и количество пигмента, а также, отчасти, контраст цветов (чем он больше, тем больше вероятность просветов). Если укрывистости достичь не удается, то эта разноцветная штукатурка выполняется полноценным слоем в несколько миллиметров, и классифицируется как оригинальная классическая.

Первый слой наносится на увлажненную выдержанную (схватившуюся) подготовленную, оштукатуренную, затертую и покрытую неглубокими насечками поверхность. Толщина его, по крайней мере, должна составлять от 5 до 10 мм, и выполняется он соответственно из смеси вяжущего с песчаным фракционным заполнителем.

«Нагнать» слой в данном случае необходимо, чтобы пресечь возможность возникновения просветов чернового слоя, солей, а также возможных выделений из него в виде пятен, что бывает при черновой штукатурке с содержанием шлако/портландцементного вяжущего.

Затем (спустя десятки минут, как правило), когда нанесенный слой перестанет быть слишком текучим, производят тщательную затирку: этим добиваются не только выглаживания, но и уплотнения поверхности (удаления раковин).

Второй слой соответственно наносят после приобретения гелеобразной фазы твердения первого, которая может наступить и через 20 минут и через 2 часа. Ее определяют исчезновением блеска поверхности и отсутствия отпечатка после несильного нажатия инструмента или пальца.

В данном случае толщина второго составляет 2 мм и менее, так называемая «кистевая» штукатурка сграффито, которая наносится широкой кистью, а затем выглаживается металлической гладилкой. Материалом может служить разжиженный до консистенции густой краски раствор, но лучшим выбором считается применение соответствующих составу раствора красок (известковых, цементно-известковых).

Перенесение контуров будущего рисунка производят после того, как кистевой покров перестанет быть текучим, то есть, перестанет пачкать. Для этого берут заранее заготовленный трафарет с контурами рисунка, которые проколоты шилом через каждые несколько миллиметров, фиксируют к поверхности и переносят легкими ударами пигментированного тампона по контурам трафарета.

Резьба по сырой тонкослойной декоративной штукатурке не имеет глубокого рельефа, в основном не более 4 мм, но есть, конечно, и исключения. Для тонкорельефной резьбы используют стеки, в глубокорельефной же они используются только для выборки раствора, а резьба осуществляется специальным скульптурным долотом, ножом, резцом. Процесс резьбы невозможно точно описать техническими приемами, так как это больше творческий этап, но по рабочим операциям, можно разделить на: первую – прорезание (выцарапывание) контуров; вторую – выбирание (соскребание) слоя; третью – корректирование (устранение дефектов).

Классическое сграффито выполняют для достижения глубокого рельефа и/или лучшей укрывистости лицевого слоя – при двух слоях; при наличии трех и более цветных слоев в композиции. Еще один случай – когда в первом слое предполагается разделение на участки с разными цветовыми покрытиями. Основной нюанс, который вмещает в себе эта технология сграффито – каждый следующий слой должен быть меньше предыдущего.

Также есть правило, что общая толщина всех декоративных слоев не должна превышать толщину черновой штукатурки, но им часто пренебрегают по разным причинам. Как в тонкослойном, так и в многослойном сграффито, верхнее покрытие может быть нанесено в виде кистевой штукатурки или минеральной окраски.

Первый, цветной слой наносится аналогично описанию выше, однако при выполнении нескольких цветовых участков в нем, предварительно нужно на черновой штукатурке совершить их разметку в соответствии с эскизом, трафаретом. Участки разных цветов наносят с небольшим припуском за контуры, по которым будет выполняться резьба вышенанесенного слоя.

При затирке важно учитывать, чтобы поверхности разных цветов не размазывались и не пачкали друг друга. Для этого можно взять несколько терок для каждого разного по цвету участка, или же просто тщательно промывать инструмент. Аккуратно работать на примыканиях цветных участков, прорабатывая их мелкими движениями терки. Однако по технологии допускается не затирать первый слой в трехслойной и более штукатурке.

Второй и последующие слоя, толщина, рассчитывается по их количеству. Если не планировать определенную глубину рельефа, в трехслойной, второй можно выполнить толщиной 2-4 мм, третий соответственно – нанести кистью в 1 мм. При планировании большего количества, роспись сграффито по толщине может выглядеть примерно так (первый/второй/третий/четвертый слой, мм): 8/5/2/1, вместе выходит 16 мм, что относительно равно возможной (по СНиП) толщине черновой штукатурки.

Резьба по сырой многослойной поверхности требует особого мастерства, а точнее – чувства глубины рельефа. Особенно, если прослоек четыре и они очень тонкие, то во время прорезания контуров, можно не рассчитать глубину. Сложными представляются и места, где резьба должна достичь глубины самого нижнего слоя – на боковых гранях могут быть хорошо видны все дефекты от работы резцов; сложно выбирать такое количество раствора.

Имитация классического тонкослойного сграффито заключается в том, чтобы убрать из технологии кропотливый процесс мелкорельефной резьбы, заменив его основным орудием для формирования узора – трафаретом. В классическом варианте контуры рисунка вырезаются, и выходит объем. Здесь же – создается впечатление объема за счет разницы цветов и различных деталей, имитирующих светотени. По сути, это уже не цветная штукатурка, а малярные работы минеральными известковыми, известково-цементными красками.

Первый слой наносится небольшой толщины (2-4 мм при возможности), на хорошо подготовленную черновую отделку. Из инструментов для намазывания можно использовать малярный шпатель, металлическую гладилку, полутерки. Можно нанести его в два приема широкими кистями-макловицами с последующим заглаживанием гладилкой или шпателем.

Можно также нанести жидкий состав способом оббрыска ковшом, веником, щеткой, с последующим разравниванием и затиркой. Если применяется тонкослойная беспесчаная смесь (до 3 мм толщиной), в которой песчаный наполнитель заменен на тонкого помола (муку), вместо затирки слой заглаживают.

Второй и последующие слои наносят после начального схватывания предыдущего. Выполняют этот процесс так: к поверхности плотно прижимают трафарет рисунка и ручниковой (круглой) кистью, насыщенной жидким раствором или краской, заполняют прорези трафарета.

Заполнение производят не закрашиванием (намазыванием) со стороны в сторону, а торцеванием – ударными движениями кисти, перпендикулярными поверхности. При этом кисть должна быть заранее слегка отжата, чтобы на поверхности не оказалось излишка раствора, который начнет стекать под трафарет, и испортит узор.

Для того чтобы фактура нанесенного узора не была сильно шероховатой, ее можно слегка выгладить чистой влажной флейцевой кистью. Готовый узор может подвергаться дополнительной обработке – подрезке его кромок ножом (это дает лучший эффект резкости). Ножом также устраняют потеки, срезая их с поверхности.

Имитация классического сграффито шаблоном дает возможность получить такой же рельефный узор/орнамент/рисунок, как и оригинальная резная техника сграффито, с таким же количеством слоев. При этом отпадает этап резьбы, и работа становится гораздо легче. Способом формы и лекала могут быть нанесены любой толщины/глубины выпуклые и углубленные детали рисунка.

Основные инструменты, которыми формируется узор – лекала и формы, выполняются из дерева или фанеры и окрашиваются масляным составом для защиты от влаги. Работать с ними настолько просто, что даже один неопытный человек может справиться с задачей (в зависимости от объема работ, конечно).

Первый слой наносят в соответствии со всеми рекомендациями: на толщину, чтобы гарантировать достаточную укрывистость от черновой штукатурки; чем меньше слой, тем лучше; с расчетом, чтобы общая толщина всех прослоек была не больше чем черновой. Его разравнивают и затирают; дожидаются момента начального схватывания до нанесения второго слоя.

Второй и последующие слоя производят, орудуя формами и/или лекалами, для формирования деталей. Если узор заглубленный, то к первому слою вплотную прижимают лекало, вокруг которого наносят фоновый слой, и вынимают только после затирки. Когда нужно создать выпуклый узор, пользуются формой, которую также плотно прижимают к цветному слою, и в нее втирают раствор.

Сложности возникают в основном при извлечении формы/лекала: штукатурка сграффито оторвется от поверхности, если раствор не достаточно загустел. Если фаски (боковые части) шаблона не спилены слегка под углом, или шероховатые, то они будут рвать раствор по контуру.

И еще: при нанесении раствора в данном случае, необходимо сначала тщательно втереть его в контуры шаблона, а затем наносить его в круговом направлении все дальше, размазывая и разравнивая по плоскости предыдущего слоя. Тщательное втирание возле фасок (контуров, торцов) необходимо для того, чтобы предупредить появление раковин, чтобы торцы рельефного узора получились ровными и гладкими.

К каким только ухищрениям не прибегают сегодня дизайнеры и строители, чтобы предложить заказчику нечто особенное и неповторимое. Штукатурка сграффито – технология отделки, заслуживающая особого внимания, так как в этом случае вы не просто штукатурите стену, а создаете своими руками настоящее произведение искусства. Таким образом, вы можете подчеркнуть свою индивидуальность, при этом можно воплотить любую свою мечту, сделав фасад дома или внутренний интерьер неповторимым. Это по праву оценят ваши друзья и окружающие, а помочь разобраться, что такое штукатурка сграффито, и как она наносится, помогут советы журнала “Строительный обзор”.

Что собой представляет штукатурка сграффито

Приступая к строительству дома или отделке интерьера квартиры, многие долго не могут определиться с выбором варианта отделки, ведь вместо уже наскучивших обоев хотелось бы увидеть что-то особенное. Идеальным решением вопроса отделки внутреннего пространства или облицовки является . Особого внимания заслуживает декоративная штукатурка сграффито – настоящее произведение искусства, «процарапанное» на вашей стене.

В отличие от традиционной штукатурки, мы имеем многослойную поверхность, причем каждый слой может иметь свой цвет и фактуру. Главной «фишкой» этой модной технологии является возможность нанесения объемного изображения. Для того чтобы справиться с этой технологией, вы не только должны иметь строительные навыки, но и обладать талантом художника, хотя и это не обязательно.

Состав сграффито

Чтобы получить красивое изображение на стене, используя технологию штукатурки сграффито, вам надо проявить немалое терпение, а процесс можно сравнить, разве что, с набиванием чеканки на металл, только в этом случае рисунок чаще всего процарапывается на слое штукатурки. Чтобы понять, с чем придется иметь дело, стоит рассмотреть состав сграффито и основные компоненты, необходимые для приготовления раствора.


Сграффито на природные мотивы на фасаде здания
  • Известковое тесто, полученное путем гашения извести и ее обезвоживания. Для этого известь засыпают в емкость, заливают водой, а затем сливают в другую емкость, процеживая через сито. После испарения воды мы и получаем конечный продукт.
  • Кварцевый песок, который также лучше просеять, чтобы избавиться от крупных частиц, способных испортить наше будущее произведение искусства.
  • Цемент, придающий отделке прочность и не только – используя цветной цемент, можно получить разные цветовые оттенки. Для этой же цели используются различные красители и светостойкие пигменты, что особенно важно, если речь идет об отделке фасада здания.
  • Вам также может понадобиться мраморная крошка, небольшие фрагменты гранита и керамики, а необходимо это для имитации поверхности натурального камня.

В сграффито используется многообразие красок и мотивов

Добавляя любые красители и добавки, вы можете добиться необычных результатов, и здесь все зависит от вашего вкуса. При этом особое внимание стоит обратить на порядок нанесения слоев. Первый из них является основой будущей конструкции, и его толщина может составлять 5-7 миллиметров. Остальные слои, а технология штукатурки сграффито, подразумевает нанесение 5-6 слоев штукатурки, должны иметь незначительную толщину. Это нужно, чтобы на ней легче было прорисовывать фрагменты изображения, к тому же не стоит утяжелять конструкцию стены.

Технология выполнения штукатурки сграффито

Если для отделки своего жилья, торгового или офисного помещения вы выбрали штукатурку сграффито, технология выполнения рисунка может отличаться. Чаще всего рисунок прорезается на верхних слоях при помощи шила, но существует также и технология набивки рисунка. В первом случае вы имеете возможность получить настоящий трехмерный рисунок, зато набивать рисунок несколько проще. Выбор зависит от того, что вы хотите видеть в конечном итоге, не стоит забывать также о финансовой стороне вопроса, ведь технология эта не самая дешевая.


Техника прорезания на штукатурки сграффито
  1. Прорезание рисунка.

Такой способ нанесения изображения на поверхность стены используют довольно часто, а дизайнерские возможности в этом случае неограниченные. После того, как растворы для штукатурки сграффито нанесены на поверхность и разглажены. Делается это традиционными способами, используя шпатели и затирки, следует смочить поверхность, а после ее подсыхания нанести грунтовку, обеспечивающую лучшую адгезию. После высыхания грунтовки, снова смачиваем поверхность и можно приступать непосредственно к нанесению рисунка. Для этого используется заранее изготовленный трафарет – вот здесь и пригодятся навыки художника, хотя можно для этого использовать компьютерную технику.

Прежде чем наносить рисунок на поверхность, стоит выждать 2-4 часа, чтобы стена высохла, подобным образом надо поступать с каждым нанесенным слоем раствора.

Для нанесения рисунка лучше использовать не простую губку, а специально приготовленный ватный тампон, где под тремя-четырьмя слоями ваты скрыт пигмент или мел. После этого надо удалить лишние фрагменты, для чего используется обычная губка, и можно приступать к прорезке фрагментов. Подойдет обычное шило или другой острый предмет, но лучше использовать набор специальных резцов. Прорезать рисунок надо на всю толщину накрывочного слоя. Для придания объема процесс повторяется неоднократно, и на каждом слое появляется свой фрагмент будущего произведения искусства.

Чтобы не испытывать неудобств, наносить рисунок надо до полного высыхания слоя штукатурки, так как в этом случае вы не получите желаемого эффекта. Начинать прорезку рисунка стоит со следующего после основного слоя.

На этом этапе работы от вас понадобится максимум «усидчивости» и терпения, ведь именно от того, насколько качественно вы вырежете рисунок, зависит внешний вид будущей поверхности. После того, как рисунок вырезан, обработанную поверхность надо очистить, а для этого пригодится обычная щетка.


Техника набивки рисунка на штукатурке сграффито
  1. Набивка изображения.

Менее трудоемким считается способ набивки изображения на штукатурку сграффито. Если вы планируете наносить два слоя (рекомендуется, по умолчанию, начинающим), вам понадобится один трафарет для верхнего слоя, а если вы хотите получить объемную картинку, придется изготовить несколько трафаретов, но потраченное время и средства на их изготовление того стоят, поверьте.

Последовательность работ примерно схожая с первым способом, и здесь также важно, чтобы поверхность стены была ровная и гладкая. , или другим способом, наносим грунтовку и переходим к нанесению картинки. В отличие от первого способа, рисунок не прорезается, а набивается на поверхность накрывочного слоя. После высыхания первого слоя наносим второй, и так далее, в зависимости от того, насколько сложное изображение вы выбрали. Следите при этом, чтобы штукатурка не расплывалась за границы трафарета, а лишние фрагменты удаляйте ножом еще до высыхания. Скорее всего, появятся не закрашенные края, но исправить это можно, используя тонкую кисточку.

Сграффито в интерьере квартиры выглядит круто

В заключение пару слов хотелось бы сказать о ом, как ухаживать за поверхностью, облицованную при помощи сграффито. Для этого достаточно периодически протирать ее сухой или влажной тряпкой, иногда можно почистить стену щетинной щеткой, а если предстоит ремонт, то обновлению подлежит каждый отдельно взятый фрагмент нашей картины.

Современные виды декоративной штукатурки, широко используемые во внутренней и внешней отделке, обосновались надолго на строительном рынке. Их популярность, помноженная на вид творчества, любимый всеми детьми и пришедший к нам из древности, вывела в лидеры такой способ декора, как сграффито.

О том, что это такое и как такой метод отделки самостоятельно воплотить в жизнь, мы поговорим в данной статье от Дом Мечты, сформулировав его сильные и слабые стороны, перечислив необходимые для работы материалы и определив последовательность работ.

Технология сграффито фото

В чем заключается метод отделки сграффито

Слово «сграффито» имеет итальянские корни, дословно означает выцарапывание и чем-то напоминает наскальную живопись. Используется эта техника для декора внутренних и внешних стен, но чаще всего в жилых помещениях она применяется для украшения , изготовления настенных , для оформления потолка и стен. Выглядит она в виде рельефного рисунка либо повторяющегося орнамента и располагается в отдельных частях фасада. Из-за сложности восприятия чаще всего такие вставки из точеных рисунков не занимают всю плоскость стены, ими декорируют только ее часть:

  • в углах дома;
  • вдоль цоколя;
  • вдоль крыши;
  • вокруг окон в наружной отделке;
  • акцентные зоны внутри помещения;

Но и панорамное изображение тоже можно изготовить с помощью этого метода. Обычно это цветная картина во всю стену, которая чем-то напоминает .

Сграффито фото

Если кратко описывать технику сграффито, то она будет выглядеть следующим образом. На подготовленное основание наносится один слой цветной штукатурки, после высыхания наносится следующий слой другого цвета. И затем, не дожидаясь полного высыхания, методом соскабливания верхнего слоя штукатурки формируется рисунок. Минимальное количество слоев штукатурки сграффито – два, но чаще всего используется три и более слоя для получения более глубокого и эффектного изображения.

Преимущества и недостатки сграффито

Как и у любого способа декоративной отделки, у этой достаточно непростой техники росписи стен тоже есть свои плюсы и минусы.

Преимущества:


Недостатки:

  1. достаточно сложная в уходе – на рельефных поверхностях скапливается пыль (если речь идет о кухне, то и жир), однако положительной стороной является и тот факт, что в уходе можно применять бытовую химию;
  2. сложность техники – работа должна выполняться последовательно и скрупулезно, технология не нарушаться, так как все работы проводятся вручную, то они занимают много времени;
  3. высокая стоимость – технология выполнения штукатурки сграффито трудоемкая, поэтому и оплачивается она дорого, к тому же чаще всего для работы используются природные красители, которые не отличаются дешевизной.

Несмотря на свои недостатки, сграффито интенсивно применяется в интерьере. Можно попробовать даже самостоятельно расписать стену с помощью этого метода.

Техника сграффито фото

Две техники нанесения сграффито: последовательность работ

Для начала придумайте рисунок, который будете переносить на поверхность, и изготовьте трафарет. Его лучше выполнить на листе плотной бумаги в цвете и в полном размере. По контуру изображения прорезаются отверстия с помощью шила, булавки или швейной машинки. Именно эти контуры будут переноситься на декорируемую поверхность с помощью тампона с цветным пигментом.

Технология выполнения штукатурки сграффито фото

Техника нанесения сграффито предполагает прохождение трех этапов:

  1. подготовка поверхности (оштукатуривание и грунтовка);
  2. перенос рисунка на поверхность;
  3. выцарапывание орнамента.

Новичкам лучше потренироваться в исполнении этой техники на листе фанеры или ДСП, а потом уже переходить к декору стен.


Технология сграффито предполагает два метода нанесения. Эта была первая техника. Вторая заключается не в процарапывании, а в набивке рисунка. В этом случае работают не резцом, а кисточкой. К основному слою штукатурки приставляют заранее изготовленные шаблоны из фанеры, пропитанные олифой, и кисточкой прокрашивают область внутри шаблона, потом берут другой шаблон (побольше) и производят те же самые операции.

И последний совет касается колеровки раствора. Для техники сграффито лучше брать качественные материалы и натуральные красители (охра, жженая кость, мумия). При добавлении краски учитывайте, что высохший раствор будет иметь более бледный цвет, чем сырой. Поэтому выбор цветовой гаммы орнамента осуществляйте со скидкой на эту особенность.

Сграффито - это древнейшее искусство нанесения изображений на различные предметы. Еще в Древней Греции резьбой по глине украшали керамические изделия. Позднее эта техника распространилась и в Италии, где ее начали использовать для украшения стен. Современную технику сграффито часто применяют для оригинальной отделки стен внутри и снаружи помещения.

Техника выполнения сграффито достаточно проста. Самый простой вариант - это сделать двухцветное сграффито . Для этого на подготовленную и окрашенную стену наносят первый слой штукатурки. Заметьте, что цвета штукатурки и основы должны отличаться. Затем в некоторых местах штукатурку соскребают, вырисовывая определенный рисунок. Таким образом получается двухцветный рисунок.

Чтобы получить многоцветное сграффито , на стену приходится нанести несколько отличающихся по цвету слоев штукатурки. Затем нанесенную штукатурку соскребают на определенную глубину, чтобы обнажить нужный слой.

Сграффито: техника выполнения

Существует два способа рельефного декорирования стен в технике сграффито. Первый способ - это выборка раствора . Сначала следует подготовить трафарет. Перенесите выбранный рисунок с кальки на картон. С помощью толстой швейной иглы на картоне сделайте ряд отверстий, которые будут повторять контуры рисунка. Переносить рисунок можно с помощью обычного марлевого тампона, наполненного мелом или пигментом. Изготовить марлевый тампон очень легко: возьмите квадратный отрезок марли и сложите его вчетверо. В середину положите пигмент и плотно завяжите тампон.

Теперь следует подготовить поверхность, на которой будет находиться сграффито. Для этого на подготовленную основу стены наносят определенное количество слоев штукатурки. Самое прочное сграффито будет получаться из 5 разных слоев . При чем самый первый основной слой будет самым толстым: 7-8 мм. Толщина всех последующих слоев будет колебаться от 2 до 5 мм. Когда штукатурка нанесена на подготовленную поверхность размером 1 м², можно переносить на нее рисунок для сграффито. Для этого наложите трафарет и постучите по нему марлевым тампоном по всему контуру рисунка.


Сграффито выполняют путем вырезания отдельных фрагментов. Сначала вырезают фрагменты самого нижнего слоя штукатурки . Далее вырезают все элементы четвертого слоя и т. д.

В технике сграффито также может быть выполненной с помощью набивки рисунка . Но в этом случае приходится не вырезать орнамент на штукатурке, а набивать его. Для выполнения такого набивного сграффито снова потребуются трафареты. Только на этот раз для каждого цветового элемента рисунка приходится готовить отдельный трафарет. На трафарете потребуется полностью вырезать все элементы, оставив несколько поддерживающих перемычек на рисунке.

Когда трафарет и основная стена готовы, можно приступать к выполнению сграффито. Для этого фоновый слой штукатурки выравнивают и затирают. Когда слой штукатурки уже начнет схватываться (должно пройти 20-30 минут), можно начинать набивать рисунок . Для этого прикладывают трафарет с определенными элементами и кисточкой, смоченной в раствор нужного цвета, выполняют торцующие удары по поверхности стены, придерживаясь вырезанных элементов. Убрав трафарет со стены, можно увидеть, как начинает вырисовываться ваш сграффито. Если в ходе работы некоторые элементы были не закрашены, их набивку заканчивают с помощью тонкой кисти. Также иногда штукатурка может немного расплываться за края рисунка. Не ждите, пока она схватится, сразу же удаляйте излишки штукатурки со стены тонким ножом. К набивке следующего цвета можно приступать только тогда, когда предыдущий слой немного подсохнет.

Отделка декоративной штукатуркой сграффито не занимает слишком много времени. Но всю работу следует выполнять достаточно быстро и аккуратно. Любые погрешности следует сразу же исправлять .

Сграффито: штукатурка

Для сграффито потребуется самая обычная песчано-известковая штукатурка, только более хорошего качества . Также не забудьте, что для закрашивания штукатурки сграффито вам потребуются различные пигменты. Также в некоторых случаях могут понадобиться акриловые краски для выполнения отдельных дополнительных декоративных элементов.

Сграффито

Техника выполнения сграффито при отделке домов и помещений

Техника выполнения сграффито распадается на три этапа: подготовку поверхности штукатурки, перенесение контура рисунка на нее и выцарапывание верхних слоев.

а) Подготовка поверхности для сграффито

Приемы нанесения грунта и материалы аналогичны применяемым при обычных цветных штукатурках. На затвердевший, но еще не совсем сухой, основной слой штукатурки (грунт) наносят нижний цветной отделочный слой, а по схватывании его – верхний цветной слой.

б) Перенесение рисунка

Трафарет рисунка изготовляется заранее из картона. Нанесенный на картон контур рисунка накладывается шилом с расстоянием между отверстиями в 1-2 см. При многократном повторении рисунка рекомендуется картон трафарета для его прочности пропитать олифой и высушить.

После того как верхний слой цветной штукатурки перестал пачкать, трафарет с рисунком накладывается на предназначенное для него место, затем берут марлевый мешошек (тампон) наполненный углем или сухой краской (контрастной к цвету верхнего слоя), и простукивают им по трафарету, в результате чего краска, проходя через отверстия, образует на стене точечный контур.

в) Выцарапывание

После перенесения рисунка приступают к выцарапыванию соответствующих мест верхнего слоя штукатурки до нижележащего слоя. Выцарапывают верхний слой специальными ручными инструментами или же особыми сверлами на гибком шланге с электрическим приводом. Выцарапывание рисунка сграффито можно производить до тех пор, пока штукатурка останется пластичной и легко соскабливается. Обычно штукатурка пригодна для выцарапывания в течение 4-12 часов (в зависимости от влажности воздуха и свойств раствора); нанесение верхних цветных слоев следует связать с работой вырезальщиков. Производить выцарапывание на следующий день по нанесении цветных слоев не рекомендуется, так как штукатурка становится хрупкой.

Инструменты и приспособления для выполнения сграффито.

Тонкослойное сграффито

Верхний слой наносят при помощи кисти (кистевая штукатурка); материал – жидкий известковый раствор с добавкой соответствующих красящих пигментов. Рекомендуется добавлять в известь небольшое количество очень мелкого заполнителя. Дальнейший порядок выполнения тонкослойного сграффито аналогичен вышеописанному.

Двухцветное сграффито

Чтобы получить двухцветное сграффито, например желтый рисунок на фоне цвета терракоты, на затвердевший грунт по всей поверхности, подлежащей обработке сграффито, наносится нижний отделочный слой цвета терракоты, а поверх него, после схватывания, - верхний желтый слой. Контуры рисунка наносят припорашиванием, а затем выскребывают верхний слой до обнажения нижнего в тех местах, которые должны быть цвета терракоты.

Трехцветное и многоцветное сграффито

Для получения трехцветного сграффито, например, желтых пальметт и красных усиков на сером фоне, сначала на поверхность грунта переводят припорашиванием рисунок. Контуры пальметт и усиков покрывают соответственно слоем желтого или красного раствора в 2-3 мм толщиной в виде пятен, несколько перекрывающих контуры; по схватывании наносят второй слой для фона, серого цвета, так, чтобы в местах, где нанесен нижний слой, его толщина была в 2-3 мм; в пустых частях рисунка толщина серого слоя составит 4-5 мм. Затем снова наносят рисунок припорашиванием, следя, чтобы контуры его точно совпали с контурами первого перевода, после чего по узорам пальметт и усиков процарапывают верхний слой до нижних цветных пятен. Для большей прочности кромке среза верхнего слоя дают косое направление.

Выполнение двух- и трехцветного сграффито при помощи шаблонов

На схвативший нижний цветной слой штукатурки прикрепляют шаблон-трафарет рисунка, сделанный из тонких досок или фанеры, пропитанных горячей олифой. В шаблоне вырезаны те части рисунка, которые должны быть цвета верхнего отделочного слоя; толщина шаблона должна быть равна будущей толщине верхнего покровного слоя; далее в вырезанные места шаблона наносят верхний слой раствора заподлицо с поверхностью его. По удалении шаблона между пятнами верхнего слоя обнаруживается фон нижнего слоя.

Для трехцветного рисунка (например, желтых цветов с зелеными листьями на сером фоне) на нижний слой серого укрепляют шаблон, в котором вырезаны места, которые должны быть желтого и зеленого цветов; заподлицо с этим шаблоном наносят второй, например, желтый цвет раствора. Оставляя на месте первый шаблон, на него накладываю второй, в котором вырезаны только места зеленого цвета, в заподлицо с ним наносят третий – зеленый слой раствора. По снятии обоих шаблонов обнаружится ступенчато-углубленный трехцветный рисунок: по отношению к верхнему – зеленому слою желтый рисунок будет углублен на 2-3 мм, а серый фон – на 4-6 мм.

Выполнение трехцветного сграффито способом сплошной накрывки

На поверхность штукатурного грунта наносят два цветных штукатурных слоя (первый в 7-8 мм, второй 3-4 мм) и третий малярный (в 0,5-1 мм) кистью выцарапыванием одно верхнего или сразу верзнего и среднего слоев получают трехцветный рисунок. В местах обнажения среднеого слоя выскабливание надо вести очень осторожно, чтобы не прорезать штукатурку до нижнего цветного слоя.

Процесс выполнения сграффито.

Процесс выполнения трехцветного сграффито.

Сграффито выполняется по преимуществу по воздушно-известковой штукатурке, но допустимо также и по цементной.

Ниже на фотографиях показаны примеры сграффито