Транспортировка грузов различного назначения, их документальное сопровождение и доставка до получателя – обязанность водителя-экспедитора. Данную должность в штате имеют транспортные компании или компании с необходимостью перевозки продукции для своих нужд.

В каждой организации своя специфика работы на данной должности, поэтому должностная инструкция водителя-экспедитора – это документ, индивидуализирующий должность применительно к конкретной компании.

Водитель-экспедитор – должность, совмещающая по функционалу логиста, водителя, курьера и товароведа.

Водитель-экспедитор отвечает за доставку груза из пункта А в пункт Б. Он выбирает оптимальный маршрут, следует по нему, ориентируясь на текущую ситуацию на дорогах и требования к провозке груза, который он доставляет.

Помимо этого, он сопровождает груз, то есть принимает его и отгружает, ведя документальную отчётность. Водитель-экспедитор отвечает за доставку груза в надлежащем состоянии в указанные сроки.

Требования, предъявляемые к работникам на должность водителя-экспедитора, отличаются в зависимости от уровня компании, отрасли её работы .


Как предприятие оплачивает работу водителя-экспедитора?

В одних организациях сотрудник,имеющий высшее образование и водительское удостоверение категории С1Е, должен знать основы первичной бухгалтерской документации, владеть иностранными языками, обладать навыками делового общения.

Открываете туристический бизнес? вы найдете пошаговую инструкцию и рекомендации.

В других – работнику достаточно водить легковой автомобиль и уметь пользоваться навигатором.

Должностные права и обязанности

Требования к знаниям и навыкам водителя-экспедитора находят отражение в его должностной инструкции. Там же отражаются его права и обязанности.

  1. Водитель-экспедитор обязан выполнять транспортировку грузов, водить автомобиль необходимой категории. В части этих обязанностей имеются различия в формате груза. Либо это грузы специального назначения, либо мелкогабаритные грузы, требующие доставки на легковой машине, либо крупногабаритные грузы, доставляемые на грузовых автомобилях с прицепом.
  2. Курировать приём груза и его отгрузку . В пунктах, описывающих эти обязанности может содержаться информация об оформлении документации, ответственности за целостность доставки груза, упаковку груза или его расположение в автомобиле.
  3. Самостоятельно разрабатывать маршрут следования и сопровождать груз на протяжении всего пути. В права и обязанности этого типа входит выбор пути следования в рамках города, региона, страны или зарубежья. Водитель сам принимает решение о пользовании паромами, переправами иными средствами для достижения пункта назначения. При необходимости проходит таможенный контроль. Перед водителем может стоять задача доставки груза нескольким адресатам.
  4. Водитель-экспедитор следит за исправностью и эстетическим состоянием автомобиля . Блок обязанностей по контролю состояния автомобиля будет различен в зависимости от принадлежности транспортного средства. Если это личный автомобиль сотрудника, то обязанность содержать его в надлежащем состоянии, для своевременного выполнения поставленных задач, лежит полностью на работнике. Если же транспорт принадлежит компании, то в штате есть механик, до которого донести всю информацию об автомобиле за период – задача водителя.

Функционал водителя-экспедитора обширен и различен в зависимости от отрасли работы компании-работодателя, от масштабов организации, от вида транспортного средства.

Все требования, предъявляемые к данной штатной единице, отражаются в должностной инструкции водителя-экспедитора.

Открываете свой интернет-магазин? Тогда статья точно для вас.

Что такое должностная инструкция водителя-экспедитора и для чего она нужна?

Должностная инструкция – это внутренний документ компании, в котором отражены требования к должности и её функционалу. Инструкция – свод правил, которых придерживаются сотрудники, занимающие должность.

В должностной инструкции подробно отражено каждое действие, которое сотрудник обязан или вправе совершать для выполнения поставленных задач.

Инструкция составляется применительно к должности в целом, а не к отдельному работнику. Составляется в любой момент : на стадии открытия компании, при открытии новой должности или при возникновении необходимости в регламентировании обязанностей должности, уже существующей. Составляется как на вакантные, так и на занятые должности.

Порядок оформления должностной инструкции водителя-экспедитора

Составление должностной инструкции – процесс не обязательный с точки зрения трудового законодательства, но рекомендованный отдельными правилами и справочниками.

Для того, чтоб должностная инструкция была юридически значимой и оправдывала свою полезность при её составлении необходимо соблюдать несколько правил:

  • оформляется на фирменном бланке компании с указанием банковских и юридических реквизитов;
  • утверждается подписью директора предприятия;
  • после ознакомления подписывается сотрудником;
  • нумеруется как внутренний документ предприятия;
  • любые отражённые права и ответственность не противоречат трудовому законодательству.

Нужна доверенность на ТМЦ – вы найдете все о ней.

Для того, чтобы должностная инструкция была эффективным инструментом в работе и отражала все стороны рабочего процесса, её структура стандартно состоит из пяти разделов:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Служебные связи.
  5. Ответственность.

Наличие этих разделов позволяет максимально точно структурировать весь функционал и требования к должности водителя экспедитора. При необходимости количество разделов может быть добавлено или сокращено. Инструкция одной структуры отличается наполнением в зависимости от специфики должности.

Особенности инструкции для водителя легкового автомобиля

Должность водителя легкового автомобиля подразумевает обязанности по транспортировке в рамках одного региона . В часть обязанностей будут включены доставка документов, небольших коробок с продукцией компании.

В инструкцию могут включаться обязанности ведения несложных переговоров и заполнения отчётных документов.

Погрузка и выгрузка вверенного груза также будет зоной ответственности сотрудника. В части служебных связей, отразятся контакты с руководителями отделов и сотрудниками компании, которые указанным способом будут формировать свод задач для водителя-экспедитора компании.

Порядок составления документа для водителя-экспедитора грузового автомобиля

Отличие должностной инструкции водителя-экспедитора грузового автомобиля в обязанностях выгрузки и погрузки автомобиля. В необходимости грамотной расстановки груза, для возможности его безопасной транспортировки и последовательной выгрузки.

Обязанности, права и ответственность сотрудника сопряжены с доставкой грузов на большие расстояния, с необходимостью разработки маршрута. Пункт служебных связей регламентирует взаимоотношения с менеджерами-логистами, при необходимости с должностными лицами.

Не знаете, как составить протокол трудового коллектива? Статья вам в этом поможет.

В части прав указывается возможность привлечения дополнительных ресурсов для достижения пункта назначения.

Как составить инструкцию для водителя-экспедитора по перевозке специальных грузов?

К водителю-экспедитору по перевозке специальных грузов предъявляются особые требования, что отражается в общих положениях инструкции.

Работник должен иметь опыт работы на грузовом автотранспорте.

Ему необходимы знания условий перевозки специальных грузов. В части требований может отражаться отсутствие судимостей, специальное образование, наличие медкнижки.

В должностную инструкцию добавляется пункт о назначении груза, который транспортируется водителем-экспедитором. Это могут быть опасные грузы, дипломатические, скоропортящиеся (срочные) грузы, живые животные, негабаритные и иные грузы, требующие особого отношения.

Каждая профессия имеет свою специфику работы, а специалист – определенный круг прав, согласно законодательству, трудовому договору и производственным нормативам. Что входит в обязанности водителя-экспедитора?

Документальная база

Как известно, в задачи экспедиции входит адресная доставка коммерческих или иных грузов к определенному месту назначения.

Функциональные обязанности водителя-экспедитора подробно представлены в разработанной на официальном уровне должностной инструкции.

Каждая организация может расширять и дополнять инструкцию по своему усмотрению. При найме на работу сотрудник экспедиционной службы должен внимательно ознакомиться с содержанием этого документа и своей подписью подтвердить согласие на работу с такими условиями.

Общая характеристика

Типовая инструкция водителя – сотрудника службы доставки невелика по своим размерам. Она включает в себя всего 5 основных параграфов. Это общие положения, разделы с правами и обязанностями экспедитора, принципы взаимодействия работника с вышестоящим начальством и другими подразделениями фирмы или некоммерческой организации, в которой он работает.

Отдельный параграф посвящен вопросам служебной ответственности работника в рамках его полномочий.
Каждый параграф имеет несколько подпунктов, поэтапно раскрывающих его содержание.

Рабочие обязательства

Каковы Раздел, посвященный общим положениям о работе сотрудника экспедиционного отдела, разъясняет сущность работы водителя.

Основной задачей работника на этой должности является процесс управления транспортным средством (одним или несколькими поочередно), которое принадлежит конкретной организации, и своевременная подача транспорта для погрузки и разгрузки служебных грузов, а также их доставка с сопровождением по нужному адресу.

Взаимодействие с начальством

Водитель, занимающийся вопросами доставки, является подчиненным по отношению к начальнику соответствующего отдела логистики. Директор, занимая место главы организации, назначает и освобождает от должности экспедиторов, руководствуясь Трудовым и Гражданским кодексами, уставной документацией, различными правилами, должностными инструкциями и другими регулирующими его деятельность договоренностями и документами.

Экспедиция напрямую имеет отношение к проблеме материальной ответственности за перемещаемое имущество.
Поэтому водитель-экспедитор, обязанности которого заключаются в перевозках грузов, во многом зависит от ст. 138 Трудового кодекса РФ и ст. 11, посвященной вопросам материальной ответственности. На основании этих статей разрабатываются трудовой договор и договор о полной ответственности за материальное имущество. В документации прописываются меры воздействия по отношению к ответственному лицу в случае несоблюдения сохранности имущества, ценностей в процессе передачи, перевозки, обработки или продажи.

Водитель-экспедитор, обязанности которого может выполнять его напарник или другой сотрудник, в момент исполнения рабочих задач освобождается от материальной ответственности – ее несет сотрудник, выполняющий логистические и другие функциональные задачи в определенном режиме.

Функции сотрудника логистики

Должностная инструкция водителя-экспедитора подробно разъясняет функционал, составляющий работу экспедитора, в который входит:

  • управление автомобилем (любого типа и марки);
  • заполнение путевой документации;
  • техническое обслуживание транспортного средства, постановка на своевременный ремонт и в место хранения;
  • приемка и выдача грузов со склада и на место назначения.

В обязанности водителя-экспедитора грузового автомобиля входит также выполнение следующих функций:

  • проверка упаковки или тары на целостность;
  • составление отчетной документации, актов о проверке, о результатах инвентаризации;
  • учет недостач и порчи доставляемых грузов, устранение поломок и неисправностей в транспортном средстве (не требующих узкоспециализированных умений);
  • поддержка чистого и аккуратного состояния рабочего места и оборудования;
  • исполнение служебных заданий от непосредственного и генерального руководителя, их заместителей.

Водитель-экспедитор, обязанности которого подробно прописаны в трудовом договоре, может избежать излишней рабочей нагрузки или обязанностей, если внимательно ознакомится с его содержанием.

Права водителя

Использование должностной документации на практике позволит защитить права сотрудника в случае разногласий с начальством или клиентами организации. Спорные вопросы, незаконное принуждение к труду в неурочные часы, отсутствие соблюдения интересов экспедитора или нарушение норм трудового распорядка, режима труда и отдыха, дополнительная материальная ответственность – все это может быть оспорено в судебном порядке на основе текста рабочей инструкции.

Должностная инструкция водителя-экспедитора декларирует следующие права сотрудника:

  • право предлагать руководству к рассмотрению различные рабочие предложения и вопросы в рамках своей компетенции;
  • требовать соблюдения норм трудового режима и соответствующих условий;
  • право пользования служебной документацией – от должностной инструкции до распоряжений;
  • право сообщать руководителю о найденных неисправностях, дефектах, проблемах в работе подотчетной техники и запрашивать замену или ремонт вышеназванной.

Материальная ответственность

Разумеется, любые права подразумевают наличие определенных обязанностей.
Экспедитор отвечает в размере 100% за нарушение режима перевозки грузов и их сохранности. Материальные ценности должны доставляться качественно и в установленный срок. Невыполнение задач и возложенных обязанностей влечет за собой штрафы, компенсации за счет заработной платы и увольнение в случае выявленных криминальных злоупотреблений рабочим положением, привлечение к административной и уголовной ответственности (в случае хищений и других нарушений).

Нарушением может также быть и злоупотребление или превышение имеющихся полномочий, неправомерное использование рабочего места и служебных преимуществ, злоупотребление правами, нарушение общего законодательства Российской Федерации. Не должны нарушаться и внутренние распоряжения, уставы, правила трудового распорядка, должностные инструкции.

К соблюдению правил относятся также соответствующие требования ТБ и пожарной безопасности на рабочих местах.

Порча, кража имущества, небрежное отношение, неправильное хранение или причинение материального ущерба организации также приводит к наложению наказания в виде административных или уголовных мер. К соблюдению интересов фирмы относятся сохранность коммерческой и деловой тайны, безопасное пользование клиентской базой без права передачи информации посторонним лицам.

Этические аспекты

Нарушение коммерческой тайны – наиболее тяжкое из служебных преступлений.
Однако к нарушениям этического толка можно отнести и грубое поведение, нарушение норм вежливости и поведения по отношению к клиентам. Водитель будет отвечать и в случае предоставления ложной или искаженной информации своему руководителю.
Взаимодействие с другими подразделениями и начальством не должно быть основано на обмане, перекладывании ответственности на сторонних лиц.

Водитель-экспедитор, обязанности которого подробно представлены в должностной инструкции и трудовом договоре, вправе развивать свои навыки и в дальнейшем рассчитывать на продвижение по службе.
Компетенции водителя-экспедитора – это великолепная возможность развиваться профессионально в рамках одной или нескольких организаций, постепенно получать необходимые управленческие навыки и умение контролировать многозадачную и разноплановую работу службы экспедиции.

Гарантия рабочего места

В целом должностные обязанности водителя-экспедитора представляют собой гарантию прав на заработную плату, отпуск и соответствующее вознаграждение за работу, которые должны соблюдаться начальством. Но сотрудник также должен проявлять ответственность в вопросах выполнения своих обязанностей, чтобы, в свою очередь, избежать судебного разбирательства.

Настоящая инструкция по охране труда для водителя-экспедитора доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по охране труда для водителей-экспедиторов.
1.2. В процессе выполнения работ на водителя-экспедитора могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— выполнение работ на открытом воздухе при действии опасных атмосферных явлений: повышенной температуре воздуха, повышенной скорости ветра, повышенной (пониженной) влажности и др.;
— движущиеся машины и механизмы;
— подвижные части механического оборудования;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструмента, товара, тары и др.;
— повышенная загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— повышенная температура поверхностей оборудования;
— падение предметов с высоты (товаров, тары);
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— физические нагрузки, переутомление;
Источники возникновения вредных и опасных производственных факторов:
— подвижные части машин и механизмов;
— неисправное производственное оборудование или неправильная его эксплуатация;
— неисправное электрооборудование или неправильная его эксплуатация;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструмента, товаров, тары;
— отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация СИЗ;
— отсутствие, неисправность, неправильная эксплуатация приборов освещения;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение должностной инструкции, инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда, условия труда на объекте.
1.3. Водитель-экспедитор извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья.
1.4. К работе водителем-экспедитором допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее водительское удостоверение, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие:
— обучение по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
— обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей;
— обучение правилам пожарной безопасности, проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей;
— обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве;
— обучение безопасным приемам выполнения работ;
— проверку знаний безопасных приемов и методов выполнения работ;
— вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
— стажировку на рабочем месте;
— предварительный и периодические медицинские осмотры.
1.5. Водитель-экспедитор обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.
Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
1.6. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.
1.7. Водитель-экспедитор должен знать:
— правила дорожного движения, основы безопасности движения;
— назначение, устройство, правила технической эксплуатации автомобиля;
— признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
— порядок проведения технического обслуживания автомобиля;
— правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;
— правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;
— влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;
— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
— порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;
— порядок укладки, закрепления и транспортировки грузов различных размеров и форм;
— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, к рациональной организации труда на рабочем месте;
— производственную сигнализацию;
— мероприятия по предупреждению аварий и устранению возникших неполадок;
— порядок действий при ликвидации аварийных ситуаций;
— действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
— назначение средств индивидуальной защиты, уметь ими пользоваться;
— правила и нормы по охране труда и промсанитарии;
— правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
— требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности, руководствоваться ими в своей деятельности;
— уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим, пользоваться средствами пожаротушения, при возникновении пожара вызвать пожарную охрану.
1.8. Во время нахождения на территории организации, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах водитель-экспедитор обязан:
— своевременно и точно выполнять правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения администрации при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— соблюдать требования локальных нормативных актов по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, регламентирующие порядок организации работ на объекте;
— соблюдать дисциплину труда, режим труда и отдыха;
— бережно относиться к имуществу работодателя;
— выполнять только входящую в его служебные обязанности работу, работать по заданию непосредственного руководителя.
1.9. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверить наличие водительского удостоверения, талона технического паспорта автомобиля, товарных накладных, иных документов.
2.2. Получить у диспетчера путевой (маршрутный) лист.
2.3. Пройти предрейсовый медосмотр с обязательной отметкой и штампом медицинского работника в путевом листе.
2.4. Получить задание от руководителя на выполнение работ и инструктаж об условиях ее выполнения.
2.5. Работы следует производить только на закрепленном за водителем-экспедитором автомобиле. Работа на незакрепленных автомобилях запрещается.
2.6. Проверить наличие и исправность спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, привести их в порядок. При необходимости надеть их.
2.7. Проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля.
При осмотре особое внимание обратить на:
— отсутствие повреждений кузова, дверей кабины, салона, запоров бортов, зеркал заднего вида, лобового стекла, глушителя (герметичности его соединений) и др.;
— исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозной системы, рулевого управления, отопительного устройства и др.;
— корректность функционирования стоп-сигналов, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, щеток стеклоочистителя и др.;
— отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
— давление воздуха в шинах и их исправность;
— надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарём и их исправность.
— наличие сигнальных средств, противопожарных средств, аптечки.
2.8. Проверить наличие и достаточность топлива в баке, масла в двигателе, воды или антифриза (в холодное время года) в системе охлаждения, тормозной жидкости, уровень электролита в аккумуляторной батарее. При необходимости произвести дозаправку, долить указанные жидкости.
2.9. Запустить двигатель. Перед пуском двигателя необходимо:
— затормозить автомобиль стояночным тормозом;
— поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2.10. Пусковую рукоятку разрешается использовать только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.
2.11. Проверить работу двигателя на холостом ходу.
2.12. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
2.13. Водителю-экспедитору не следует приступать к работе при наличии следующих нарушений требований охраны труда:
— при наличии неисправностей механизмов и систем, при которых не допускается эксплуатация автомобиля;
— при несвоевременном проведении очередных испытаний (технического освидетельствования, техосмотра) автомобиля;
— несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине, и другим параметрам;
— отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнальных устройств, противопожарных средств, аптечки;
— при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты;
— при отсутствии или неисправности защитных устройств;
— при невыполнении предписаний органов государственного надзора;
— при отсутствии постоянного контроля со стороны ответственных лиц за безопасное производство работ;
— без прохождения целевого инструктажа на производство разовых работ, не связанных с его должностными обязанностями, а также работ, связанных с повышенной опасностью;
— без прохождения периодического медицинского осмотра.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.3. При следовании к месту погрузки (выгрузки) товара следить за работой оборудования, агрегатов, показаниями приборов.
3.4. При обнаружении неисправностей оборудования, агрегатов, приборов, других нарушений требований охраны труда водителю-экспедитору следует остановить машину и принять меры к их устранению собственными силами.
При невозможности устранения выявленных неисправностей собственными силами сообщить руководству о случившемся, ожидать техническую помощь.
Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
3.5. Запрещается останавливать автомобиль у откоса, оврага или обрыва ближе 1 м от их края.
3.6. Перед выходом из кабины:
— выключить зажигание или перекрыть подачу топлива;
— затормозить автомобиль стояночным тормозом,
— убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлениях.
Не прыгать из кабины.
3.7. После выхода из кабины:
— выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь;
— включить габаритные или стояночные огни (при остановке на неосвещенном участке дороги в темное время суток);
— подложить под колёса противооткатные упоры (башмаки) (при остановке на участке дороги, имеющем уклон).
3.8. При работе под автомобилем следует располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
3.9. Неисправность в системе питания устранять только после охлаждения двигателя, засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса.
3.10. Для перелива топлива пользоваться специальным устройством. Засасывать топливо ртом через шланг строго запрещается.
3.11. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская возможного интенсивного выхода пара в свою сторону.
3.12. При ручном монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила:
— полностью выпустить воздух из камеры;
— демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, осуществлять съемником;
— не выбивать диски кувалдой, молотком;
— при накачивании шины колеса, снятого с автомобиля, пользоваться приспособлением, предохраняющим от удара при выскакивании замочного кольца;
— перед монтажом шины проверить состояние обода. Не монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.
3.13. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути, работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц или перчаток.
3.14. По прибытию к месту погрузки (выгрузки) товара необходимо осмотреть территорию и подготовить ее к работе:
— убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;
— проверить подходы, пути эвакуации на соответствие требованиям охраны труда;
— проверить наличие и исправность ограждений и предохранительных устройств;
— установить последовательность выполнения операций.
3.15. Проверить внешним осмотром:
— отсутствие свисающих оголенных проводов;
— достаточность освещения;
— надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств электрооборудования;
— устойчивость штабелей товаров и тары;
— наличие свободных подъездов к местам складирования товаров и тары;
— состояние полов и других поверхностей (отсутствие выбоин, неровностей, масляных пятен, а также неогражденных проемов, открытых люков, трапов и др.).
3.16. При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель-экспедитор обязан выйти из кабины автомобиля и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки автомобиля.
Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на автомобиле следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности.
3.17. Водитель-экспедитор обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза — потребовать от грузоотправителя устранить их.
3.18. При размещении автомобилей на погрузоразгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонне), должно быть не менее 1,0 м, а между автомобилями, стоящими в ряд (по фронту), — не менее 1,5 м.
Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м.
Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1,0 м.
3.19. При загрузке кузова навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен располагаться по всей площади пола.
Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными канатами.
3.20. Ящики, бочки, коробки и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, укреплен и увязан так, чтобы придвижении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова.
При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прочнее деревянные прокладки и распорки.
3.21. При укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их необходимо накатывать по слегам или покатам боковой поверхностью.
Бочки с жидким грузом устанавливать пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.
3.22. Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.
При погрузке длинномерных грузов (труб, досок, и т.д.) на автомобиль с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины транспортного средства и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп-роспуск мог свободно поворачиваться по отношению к транспортному средству на 90° в каждую сторону.
Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.
3.23. При выезде с места проведения погрузочно-разгрузочных работ движение необходимо начинать, только пристегнувшись ремнями безопасности и убедившись в отсутствии помех на пути следования.
3.24. Движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза, при выезде из ворот и т.д.) осуществлять только с помощью команд дополнительного работника.
3.25. Маневры следует производить, предварительно убедившись в их безопасности для окружающих пешеходов и других транспортных средств. Соблюдать скоростной режим.
3.26. Снизить скорость и подать звуковой сигнал:
— при движении в местах скопления людей, возможного их появления (в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота),
— при поворотах;
— при встрече с пешеходами по пути движения, находясь на расстоянии не менее 5 м от них;
— при приближении к месту погрузки (выгрузки);
— во всех случаях, когда имеется возможность неожиданного наезда на человека.
3.27. Сопоставлять габариты перевозимого груза с размерами (шириной и высотой) проезжаемых ворот, путепроводов, контактных сетей и др.
3.28. В пути водителю-экспедитору необходимо соблюдать Правила дорожного движения.
3.29. Прогнозировать развитие дорожных ситуаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
3.30. Быть предельно осторожным при движении в условиях дождя, снега и гололеда, а также тумана:
— соизмерять скорость автомобиля с погодными условиями;
— не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;
— не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса;
— трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке;
— резко не тормозить;
— при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;
— двигаться по льду рек, водоёмов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки.
3.31. При первых признаках утомления, сонливости, вялости, притупления внимания прекратить движение и остановиться на отдых.
3.32. Во избежание отравления окисью углерода, содержащейся в отработанных газах, отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе.
3.33. При выполнении работ необходимо правильно применять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.
3.34. Быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами.
3.35. При совместной работе согласовывать свои действия с действиями других работников.
3.36. Заметив нарушение требований охраны труда другим работником, водителю-экспедитору следует предупредить его о необходимости их соблюдения.
3.37. В течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения подходов к рабочему месту, пользоваться только установленными проходами.
3.38. Выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха.
3.39. Соблюдать установленные режимом рабочего времени, регламентированные перерывы в работе.
3.40. Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности, требования настоящей инструкции, др. локальных нормативных актов, регламентирующие порядок организации работ по охране труда, условия труда на объекте.
3.41. Строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства предприятия, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, а также предписания представителей органов государственного надзора.
3.42. При выполнении работ водителю-экспедитору запрещается:
— производить запуск двигателя путем буксировки;
— подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;
— прогревать двигатель в помещении;
— эксплуатировать автомобиль со снятым воздушным фильтром;
— курить при проверке уровня горючего в баке;
— оставлять автомобиль вблизи легко воспламеняющихся материалов во избежание загорания от выхлопной трубы;
— садиться в автомобиль и сходить с него во время движения;
— использовать автомобиль в личных целях;
— перевозить пассажиров в кузове необорудованного автомобиля, а в оборудованном — без соответствующей записи в путевом листе;
— оставлять без присмотра автомобиль с работающим двигателем;
— перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
— загораживать грузом двери кабины водителя-экспедитора;
— располагать грузы выше стоек;
— производить работы в темное время суток без достаточного освещения;
— выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузоразгрузочных механизмов;
— при въезде и выезде допускать скопление автомобилей у въездных ворот (преимущество имеет выезжающий автомобиль);
— пользоваться неисправным оборудованием, приспособлениями, инвентарем, а также оборудованием и инвентарем, обращению с которым он не обучен;
— производить работы без применения необходимых СИЗ;
— приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности без получения целевого инструктажа;
— разрешать пользоваться автомобилем посторонним лицам;
— выезжать в рейс в болезненном состоянии;
— управлять автомобилем в любой степени алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.2. При обнаружении, неисправностей оборудования, инструмента, приспособления, а также при возникновении иных условий, угрожающих жизни и здоровью работников водителю-экспедитору следует прекратить работу и сообщить о них непосредственному руководителю.
4.3. Водитель-экспедитор должен немедленно остановить работу при появлении неисправностей автомобиля, указанных в инструкциях по эксплуатации завода-изготовителя, при которых не допускается их применение.
4.4. При появлении очага возгорания необходимо:
— прекратить работу;
— организовать эвакуацию людей;
— немедленно приступить к тушению пожара.
При загорании ГСМ необходимо применять только пенные огнетушители, песок, землю.
4.5. При невозможности выполнить тушение собственными силами водителю-экспедитору следует вызвать пожарную команду по телефону 101 или 112 и сообщить об этом непосредственному руководителю или руководству предприятия.
4.6. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия водитель-экспедитор должен прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться в медпункт (вызвать городскую скорую помощь по телефону 103 или 112).
4.7. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал водитель-экспедитор, ему следует:
— прекратить работу;
— немедленно сообщить непосредственному руководителю;
— немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;
— оказать пострадавшему первую помощь,
— вызвать врача или городскую скорую помощь;
— помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.
4.8. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая водителю-экспедитору следует сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Прибыть на место постоянной дислокации автомобиля.
5.2. Поставить его на стояночный тормоз и принять меры, исключающие запуск двигателя посторонними лицами.
5.3. Провести внешний осмотр автомобиля с целью выявления возможных деформаций, трещин, выбоин, вмятин.
5.4. Проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, гидравлического тормозного устройства, убедиться в отсутствии утечки топлива.
5.5. В зимнее время слить воду из системы охлаждения.
5.6. При необходимости поставить для подзарядки аккумуляторные батареи.
5.7. Осмотреть и привести в порядок рабочее место.
5.8. Убрать все горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Обтирочные материалы убрать в безопасное место (металлический ящик).
5.9. Убрать инструмент и приспособления после очистки в отведенные для них места.
5.10. Снять спецодежду. Загрязненную спецодежду необходимо сдать в стирку.
5.11. Тщательно вымыть с мылом руки и лицо или принять душ.
5.12. Доложить руководству организации о завершении работы, а также обо всех нарушениях производственного процесса, требований охраны труда, случаях травматизма на производстве.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции водителя экспедитора, образец 2020 года. Не забывайте, каждая инструкция водителя экспедитора выдается на руки под расписку.

На сайте hr-portal представлена типовая информация о знаниях, которыми должен обладать водитель экспедитор (образец). Об обязанностях, правах и ответственности.

Данный материал входит в огромную библиотеку должностных инструкций нашего сайта, которая обновляется ежедневно.

1. Общие положения

1.1. Водитель-экспедитор относится к категории технических исполнителей.

1.2. Водитель-экспедитор назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.

1.3. Водитель-экспедитор подчиняется непосредственно генеральному директору / руководителю структурного подразделения компании.

1.4. На время отсутствия водителя-экспедитора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.

1.5. На должность водителя-экспедитора назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: права категории В, С, стаж вождения от 2 лет.

1.6. Водитель-экспедитор должен знать:

  • Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
  • основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;
  • правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;
  • признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
  • порядок проведения технического обслуживания автомобилей;
  • порядок приема и сдачи грузов;
  • условия перевозки и хранения экспедируемых грузов.

1.7. Водитель-экспедитор руководствуется в своей деятельности:

  • законодательными актами РФ;
  • Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
  • приказами и распоряжениями руководства;
  • настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности водителя-экспедитора

Водитель-экспедитор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля.

2.2. Принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем: не оставляет автомобиль без присмотра, в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона, блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.

2.3 Следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).

2.4. Своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.

2.5. Содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте.

2.6. По окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже.

2.7. Принимает товар со складов в соответствии с сопроводительными документами.

2.8. Проверяет целостность упаковки, контролирует правильность погрузочно-разгрузочных работ, размещение и укладку грузов в автомобиле.

2.9. Обеспечивает сохранность груза при транспортировке.

2.10. Оформляет документацию по приему и сдаче грузов. Выступает доверенным лицом предприятия при сдаче, приеме и транспортировке груза.

2.11. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем.

2.12. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.

2.13. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права водителя-экспедитора

Водитель-экспедитор имеет право:

3.1. Требовать от пассажиров соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.).

3.2. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы, а также направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля.

3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании.

3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность водителя-экспедитора

Водитель-экспедитор несет ответственность:

4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.

4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.

4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.


Примерная форма должностной инструкция водителя экспедитора - образец 2020 года. Должностные обязанности водителя экспедитора, права водителя экспедитора, ответственность водителя экспедитора.

Что таит в себе такая, на первый взгляд, несложная профессия как экспедитор? В чем причина ее востребованности и каковы основные сложности специальности?

Профессия экспедитора классифицируется как исполнительно-алгоритмическая , предполагающая пошаговое соблюдение задания в строгой последовательности технологических этапов процесса транспортировки грузов.

По характеру производственной деятельности данная специальность подразумевает реализацию схожих однотипных манипуляций и выполнение стандартных действий в рамках логически заданного образца движения, со строгим соблюдением общепринятых норм, правил и должностных обязанностей, приписанных в инструкции сотрудника.

Он должен обладать следующими чертами , характеризующими его как первоклассного специалиста:

  • отличной памятью, высокой концентрацией внимания;
  • терпением;
  • усидчивостью;
  • способностью мыслить логически;
  • коммуникабельностью;
  • иметь способность к запоминанию цифр, символов, математическим действиям;
  • знать персональный компьютер на уровне среднего пользователя;
  • умение быстро переключать внимание с одной задачи на другую.

Ключевые моменты профессии

Маршрут автомобильного передвижения перевозчика расписан максимально подробно, и отклонение от графика доставки грозит работнику серьезными неприятностями и штрафными санкциями. Чтобы этого не допустить, необходимо знание города, расположение основных торговых точек.

Потребуется четкое знание ассортиментной группы перевозимого товара – это особенно важно , если речь идет о продуктах питания. Скоропортящиеся группы подлежат загрузке и перевозке в первую очередь.

Кроме того, труд экспедитора — это не только четкая механика действий, а еще и способность общаться с клиентами, умение при необходимости проявить гибкость мышления и быть настоящим дипломатом.

Если речь идет о международных перевозках — сотрудник должен знать таможенные правила, основные обычаи и разговорный язык той страны, куда едет, иначе он рискует стать заложником случайных обстоятельств и сорвать график поставки товара.

На соискание должности экспедитора может претендовать лицо, имеющее начальное образование по специальности, не обязательно со стажем работы и функциональной подготовкой в данном направлении деятельности.

Экспедитор – профессия, которая классифицируется как категория технического исполнительного персонала. Работника принимает на должность и увольняет руководитель предприятия, организации.

Претендент на данную вакансию должен разбираться и знать:

  • внутреннюю нормативную документацию, приказ и распоряжения, касающиеся его профессиональной деятельности;
  • азы ведения делопроизводства в условиях конкретной компании;
  • клиентскую базу;
  • правила дорожного движения и управления транспортным средством;
  • назначение, принцип функционирования основных узлов и механизмов автомобиля;
  • условия безопасного движения в городском режиме;
  • правила погрузки, выгрузки и транспортировки вверенных грузов, а также условия их хранения;
  • физические адреса крупных поставщиков товара;
  • маршрутную логистику движения;
  • формы и правила заполнения расходных документов и товарно-транспортных накладных;
  • базовые положения трудового законодательства;
  • внутренний режим работы организации;
  • нормы пожарной безопасности и охраны труда на своем рабочем месте.

В процессе трудовой деятельности экспедитор руководствуется нормативно-правовыми законодательными актами, внутренними распоряжениями руководства, трудовым двусторонним соглашением в своей должностной инструкцией.

В случае отсутствия сотрудника его обязанности возлагаются на другое ответственное лицо, назначенное приказом по предприятию . Заменяющий отсутствующую штатную единицу работник не только временно уравнивается с ним в правах и обязанностях, но и несет такую же т за нарушение пунктов настоящей инструкции.

Экспедитор обязан :

  • управлять транспортным средствам в рамках полученного им задания;
  • грамотно оформлять путевой лист;
  • проверять состояние автомобиля перед тем, как отправиться по маршруту;
  • по возвращении парковать вверенное ему средство в надежном и безопасном месте;
  • в процессе развоза товара самостоятельно устраняет незначительные неисправности техники, не предполагающие сложных механических работ;
  • осуществляет приемку вверенного груза со складских помещений, получает сопроводительные бумаги и расходные накладные;
  • контролирует сохранение целостности груза и его упаковки;
  • доставляет товар в пункт назначения, оформляет сдаточные документы по требованию руководителя;
  • если в процессе транспортировки обнаружилась недостача, принимает участие в составлении акта по данному факту (то же самое, если какая-то часть груза испортилась);
  • контролирует правильность проведения погрузо-разгрузочных работ, проверяет соответствие груза товарно-транспортным накладным.

Принципы работы экспедитора

Как правило, клиент самостоятельно выбирает маршрут следования груза , и на основании персональных требований к автомобилю, логистике, условиям транспортировки заключает письменный договор с наемным работником – в данном случае, экспедитором.

После подписания соглашения вся мера ответственности переходит на исполнителя – за погрузку-выгрузку, хранение, доставку, оформление расходных документов, а также подтверждение получателем доставленного товара.

Очень часто детали транспортировки обсуждаются совместным способом – во внимание принимается погодный фактор, вид автомобиля, специфика груза. Главный принцип, которым руководствуется профессионально подкованный экспедитор – максимальная стоимость доставки и сокращение временных затрат в процессе выполнения задания .

При таком подходе клиент может быть уверен в целостности, сохранности и своевременных сроках перевозки.

Права и ответственность

Сотрудник, занимающий данную должность, имеет следующие права :

  • быть осведомленным о программах, проектах и других нововведениях руководства компании, напрямую касающихся его производственной деятельности;
  • вносить предложения, способные улучшить его работу;
  • требовать по личной инициативе либо по распоряжению директора от начальников структурных отделов или подразделений документальные сведения и информацию, необходимую в процессе выполнения своих функциональных обязанностей;
  • просить от администрации помощи и содействия, направленных на улучшение работы, ускорение и модернизацию процесса транспортировки грузов, а так же добиваться соблюдения своих прав и свобод.

Сотрудник несет персональную ответственность :

  • за невыполнение или исполнение не в полной мере своих обязанностей, прописанных в настоящей инструкции, в рамках, регламентированных действующим российским законодательством;
  • за неправомерные деяния, допущенные в процессе труда, в рамках, оговоренных всеми видами Кодексов РФ;
  • за нанесение финансовых потерь – в пределах, предусмотренных законом, внутренним уставом предприятия и своими функциональными обязанностями.

Типовой образец

Документ имеет стандартную, регламентированную нормативно-правовыми актами форму и состоит из основных разделов :

  1. Общие положения – содержит пункты о профессиональном соответствии сотрудника в рамках предъявляемых к должности требований. Указывается принцип структурного подчинения и внутренней производственной иерархии.
  2. Обязанности – перечень действий, составляющих основу работы экспедитора, иными словами, пошаговый алгоритм его действий в процессе транспортировки грузов.
  3. Права и обязанности – список норм и правил, соблюдение которых является обязательным для работника, а также регламентированные законом действия в случае возникновения спорных ситуаций, либо прямого ущемления интересов сотрудников со стороны администрации или клиента, заключившего с ним договор.
  4. Условия работы – график, режим дня в рамках внутреннего распорядка, утвержденного на предприятии, а также возможность сверхурочной работы и варианты ее оплаты.
  5. Прочее – данный раздел может содержать дополнительные пункты, а также отражает источник, на который ссылается настоящая инструкция в процессе разработки. Здесь же ставится резолюция юриста на предмет правового соответствия документа, личная подпись сотрудника, число, месяц и год подписания.