Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

В далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счёта, но и измерений. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости,массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счёте человек

пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В наше время мы, не задумываясь, производим вычисления в метрах, сантиметрах, километрах и т. д. Это ведь удобно, единая система измерения устраивает почти всех. Но, естественно, так было не всегда. Начиная с древних времён язычества, вплоть до 19 века, наши предки пользовались другими мерами и единицами. Не редко мы слышим слова: дюйм, сажень,- но, сколько это в переводе на знакомые нам единицы длины, не знаем.

Актуальность выбранной темы: мне стали интересны «необычные» меры длины, которые неоднократно упоминались в литературных произведениях (дюйм в произведении Г.Х. Андерсена, сажень в русских народных сказках и т.п.). И я решила побольше узнать об этих мерах и установить взаимосвязь между старой и новой измерительными системами.

Цель исследования: изучить старинные меры длины, сравнить их с новой измерительной системой

Гипотеза: можно ли использовать старинные меры длины в настоящее время, на сколько они точны и совершенны.

Предмет исследования: старинные русские меры длины.

Задачи:

Познакомиться с измерительной системой, которая существовала ранее;-установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой;

Проследить отражение старых мер в русском фольклоре.

Методы исследования:

Анализ используемой литературы;- практическая работа (измерение расстояния, роста, высоты, длины, в старинных единицах);

Поиск информации в глобальной сети Интернет;

Консультации специалиста в области математики.

2.Основная часть

С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

2.1Аршин

Аршин - старинная русская мера длины (от персидского слова «арш»- «локоть»), который равнялся 71 см. Измеряется от среднего пальца и до плеча. Отсюда поговорка «Мерить на свой аршин». Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см. 3 аршина составляли сажень. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень "АР" в слове а р ш и н - в древнерусском языке (и в других, соседних) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройдённого пешком пути. Было и другое название этой меры ШАГ.

Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому отмеряя "от плеча". Чтобы исключить обмер,

властями был введён, в качестве эталона "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом. ШАГ - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.

«Каждый купец на свой аршин меряет» - о человеке, который всё судит по себе, исходя из собственных интересов, каждый купец на свои 71 см меряет.

2.2. Верста

Верcта - от слова вертеть, старорусская путевая мера (её раннее название - ""поприще""). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. Известны упоминания в письменных источниках 11 века. В рукописях XV в. есть запись: "поприще саженей 7 сот и 50" (длиной в 750 сажень). До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 X 500 = 1066,8 м. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.

Межевая верста - (от слова межа - граница земельных владений в виде узкой полосы) старорусская единица измерения, равная двум верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве межевой меры, обычно при определении выгонов вокруг крупных городов, а на окраинах России, особенно в Сибири - и для измерения расстояний между населенными пунктами.

Коломенская верста - «верзила» - шутливое название очень высокого человека. Она берёт своё начало со времён царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1545 по 1576 год. Он повелел расставить вдоль дороги, ведшей от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском, столбы с ордами наверху на расстояние 700 саженей друг от друга. Высота каждого из них была равна приблизительно двум саженям (4метра).

«От слова до дела - целая верста» - так говорят, чтобы человек хвастался

сделанным делом, а не словами, от слова до дела — 1,067 км.

2.3. Локоть

Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке, равнялся длине руки от пальцев до локтя по прямой. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется. Значение древнерусского локтя в 10.25-10.5 вершков (в среднем приблизительно 46-47 см) было получено из сравнения измерений в Иерусалимском храме, выполненных игуменом Даниилом, и более поздних измерений тех же размеров в точной копии этого храма в главном храме Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре (XVII в). Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть). Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном - локоть был основной мерой. В крупной оптовой торговле - полотно, сукно и прочее, поступали в виде больших отрезов "поставов", длина которых в разное время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей (в местах торговли эти меры имели конкретное, вполне определенное значение).

«Близок локоть, да не укусишь» - о каком - ни будь простом, но невыполненном деле.

2.4. Вершок

Вершок— старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово происходит от «верх», то есть росток, всход - стебелёк, пробившийся из земли. Мера вершка в современном исчислении равна приблизительно 4,45 см.

Вершок равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - пол вершки и четверть вершки.

Слово «ВЕРШОК» знакомо каждому - нечто короткое, незначительное.

При определении роста человека или животного счёт вёлся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 10 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 10 вершков, то есть 187 см. Существует поговорка о человеке незрелом, малыше до сих пор говорят: «От горшка два вершка». Два вершка — это около 9 см, людей такого роста не бывает, значит 2 аршина и 2 вершка. От горшка два вершка - это 151,14 см, то есть человек небольшого роста.

2.5. Сажень

Сажень - одна из наиболее распространённых на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти.

Эта старинная мера длины упоминается Нестором в 1017г. Наименование сажень происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка камня, на котором была высечена славянскими буквами надпись: "В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 дня, Глеб князь мерил... 10000 и 4000 сажен". Из сравнения этого результата с измерениями топографов получено значение сажени 151,4 см. С этим значением совпали результаты измерений храмов и значение русских народных мер. Существовали саженные мерные верёвки и деревянные "складени", имевшие применение при измерении расстояний и в строительстве.

Простая сажень - расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см).

Маховая сажень - расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук человека среднего роста равнялась примерно - 1,76м.

Косая сажень - (первоначально "косовая") расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали

левой (правой) руки (равнялась примерно 216 см) Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан).

Разновидности саженей

городовая — 284,8 см,

церковная — 186,4 см,

народная — 176,0 см,

кладочная — 159,7 см,

простая — 150,8 см,

великая — 244,0 см,

греческая — 230,4 см,

казённая — 217,6 см,

царская — 197,4 см,

Сажени употреблялись до введения метрической системы мер.

2.6. Пядь

Пядь - одна из самых старинных мер длины. Она удобна тем, что как локоть и ладонь, каждый носит её с собой. Пядь — это расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Она равнялась 17,78 cм. Различали: малая пядь, большая пядь и пядь с кувырком.

«Не уступить ни пяди» - не отдать даже самой малости, не уступить ни 27 см.

«Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке, 189 см во лбу.

Большая пядь - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22—23 см).

Пядь с кувырком - с прибавкой двух суставов указательного пальца 27-31 см.

Малая пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

2.7 Ладонь

Ладонь - для измерения маленьких расстояний применялась ладонь - это ширина кисти. Ладонь - это 1/6 локтя (локоть шести ладонный).

2.8 Дюйм

Дюйм - неметрическая единица измерения расстояния и длины в некоторых системах мер. Обычно считается, что дюйм изначально был определён как ширина большого пальца. Ещё одно придание связывает дюйм с длиной трёх сухих ячменных зёрен, вынутых из средней части колоса и приставленных одно к другому своими концами. Слово дюйм введено в русский язык Петром первым в самом начале восемнадцатого века. Длина дюйма примерно равна 25,3мм. После перехода СССР на метрическую систему дюймы применялись ограниченно: некоторые калибры артиллерии «трёхдюймовка»- орудия калибра 76,2 мм, стрелкового оружия 2 «трёхлинейки» - 7,62мм; длина гвоздей, толщина доски; диаметр трубной резьбы и т.п.

2.9 Международная система единиц

В 1960 году XI ГКМВ приняла стандарт, который впервые получил название «Международная система единиц», и установила международное сокращённое наименование этой системы «SI». Основными единицами в ней стали метр, килограмм, секунда, ампер, градус Кельвина и кандела.

С 1 января 1963 года ГОСТом 9867-61 «Международная система единиц» СИ была введена в СССР в качестве предпочтительной во всех областях науки, техники и народного хозяйства, а также при преподавании

Вывод: я считаю, что все изученные мною единицы измерения должны быть изъяты из обращения как можно скорее, там, где они используются в настоящее время, поскольку «данная система измерения» не совершенна. Так как рост у каждого человека свой и меры соответственно свои, то стало понятно, как неудобна была такая система мер. Поэтому со временем люди перешли на метрическую систему: ведь метр, дециметр, сантиметр не зависят

от роста человека.

2.10.Практическая часть

Верста

Я рассчитала расстояние от дома до школы в вёрстах.

Вершок

Я решила измерить длину книги средне принятым обозначением вершка, и своим результатом измерения

Аршин

Я измерила аршин членов своей семьи.

Я измерила аршином рост членов моей семьи.

Сажень

Я измерила простую и косую сажень членов своей семьи

Я измерила длину своей комнаты в саженях.

Локоть

Я измерила длину локтя всех своих членов семьи.

Я измерила рост членов семьи в локтях

Пядь

Я измерила высоту пианино пядью средне принятым обозначением и своей пядью

Ладонь

Я измерила длину пианино ладонью средне принятым обозначением, и своей ладонь

Дюйм

Я измерила высоту стакана в дюймах, а так же шириной большого пальца

3.Заключение

В ходе работы я выяснила, какие старинные меры длины существовали в давние времена, и сравнила их с новой измерительной системой. В ходе исследований узнала, сколько вёрст от дома до школы, какая длина шага, ладони, пяди, локтя у всех моих членов семьи. Длина - одно из первых геометрических понятий, введённых человеком. Первые меры длины были естественными и самыми простыми. Локоть, аршин, пядь, шаг - эти меры всегда при себе, но они неточные, так как у разных людей эти единицы различные. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.

По окончании работы я испытала огромное удовольствие от впервые проделанной работы под руководством учителя, родителей и надеюсь, что она у меня получилась.

4.Литература

    Даль В.И. Пословицы русского народа, М., «Астрель», 2008

    Методические аспекты изучения математики. Старинные русские меры. Субботина А.А, 7кл., МБОУ «Ильинская СОШ №1», Ильинский район, Путилова Елена Борисовна, учитель математики первой категории. Пермь, 2015.

3. http:// rusprawda.info Старинные русские меры длины

4. http://philolog.petrusu.ru/dahl/html/texst.hlm.- Тексты произведений Владимира Ивановича Даля.

5. http://ru.wikipedia.org система единиц измерения - Википедия

С введением в 1924 г. в СССР метрической системы мер вышла из употребления.

Этимология

Сажень (или прямая сажень) первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать - ср. также «досягать», «досягаемый»).

Виды саженей

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:

  • Городовая сажень ≈ 284,8 см
  • Большая сажень ≈ 258,4 см .
  • Греческая сажень ≈ 230,4 см
  • Казённая (мерная, трёхаршинная) сажень. В XVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой, или трёхаршинной (213,36 см) [ ] . По другому исследованию «косая, казенная» сажень ≈ 216 см
  • Кладочная сажень ≈ 159,7 см
  • Косая сажень , она же великая - расстояние от пальцев ноги с развёрнутым вбок носком до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248,9 см (по другим исследованиям: «великая, косая» ≈ 249,46 см, великая ≈ 244,0 см)
  • Малая сажень - расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола ≈ 142,4 см
  • Маховая сажень , она же народная - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук. В таких маховых саженях, которые легко отсчитывать, выражена, например, высота колокольни Иван Великий в Кремле. Эта наиболее древняя мера начиная с XVI в. перешла в разряд неофициальных, бытовых = 2,5 аршина ≈ 152-177,8 см
  • Морская сажень ≈ 183 см (по другому исследованию, 183,35 см)
  • Простая или прямая сажень ≈ 152,8 см (по другим исследованиям: 152,76 см или 150,8 см)
  • Сажень без чети - наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки ≈ 197 см (по разным исследованиям, 197 см или 1 968 мм , следует учитывать, что она была народной мерой измерения и потому точное значение могло различаться ).
  • Трубная сажень - мерили длину труб на соляных промыслах ≈ 187 см
  • Царская сажень ≈ 197,4 см
  • Церковная сажень ≈ 186,4 см
  • Четырёхаршинная сажень = 4 аршина = 284,48 см

Известны также: сажень аршинная, береговая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и др.

История

Первое упоминание термина «сажень» содержится в «Слове о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают летописца Нестора . Сажень также упоминается и в других русских источниках XI века (тмутараканский камень (1068), Ипатьевская летопись).

Многие литературные источники указывают на то, что метрологическая реформа, в результате которой сажень была приравнена к 7 английским футам, была проведена ещё Петром I в начале XVIII века . На основе этого некоторые исследователи делают вывод о том, что в XVIII веке сажень равнялась 2,16 м . Однако соответствующий нормативный акт до сих пор не найден .

См. также

Напишите отзыв о статье "Сажень"

Примечания

Литература

  • Пилецкий А. Мерило древнерусского зодчего // Наука и жизнь. 1980. № 11. С. 140.
  • Пилецкий А. Системы величин, мер и пропорций в древнерусской архитектуре // Архитектура СССР. 1980. № 10. С. 53.
  • Романова Галина Яковлевна. Наименование мер длины в русском языке / ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Ф.П. Филин. - «Наука», 1975. - С. 19-32. - 176 с. - 9800 экз.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сажень

– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
– Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
– Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?

Дата: 2013-09-30

Все мы знаем, что есть такая древнерусская мера длины – сажень, которой измеряли земельные участки и использовали в строительстве. Кроме этого, все слышали и часто применяют фразу «косая сажень в плечах», характеризуя здорового, физически развитого человека. Мне захотелось узнать больше – что же такое эта сажень, почему она косая, и, раз уж бывает косая, то наверняка есть еще какая-нибудь. Итак, перед вами история сажени, которая, как и многие другие на нашем сайте, оказалась весьма неоднозначной.

Древние зодчие не знали метров и сантиметров, им были неизвестны методы вычислений с помощью дробей и корней из чисел. При этом они могли строить абсолютно гармоничные здания и сооружения, в которых человек и сегодня себя чувствует удивительно комфортно.

Прежде всего, оказалось, что сажень – это не совсем мера длины, а скорее - средство измерения пространства. Основой сажени являются параметры человеческого тела, например: простая сажень

  • простая сажень – это расстояние между кончиками пальцев широко расставленных рук;
  • косая сажень – максимальное расстояние между пальцами одной руки и пальцами отведенной противоположной ноги по диагонали (это максимальный размер, который может дать параметры человеческого тела);
  • малая сажень – это расстояние от вытянутой горизонтально руки до пола.

Разновидностей саженей существует несколько десятков, но основными из них являются следующие (сразу приведу их эквивалент в метрах):

  • городовая – 2,848м;

  • сажень без названия (сажень Пилецкого) – 2,055м;
  • египетская - 1,663м;
  • меньшая – 1,345;

  • казенная – 2,176м;
  • народная – 1,760м;
  • малая – 1,424м;

  • греческая – 2,034м;
  • церковная – 1,864м;
  • простая – 1,508м;

  • великая – 2,440м;
  • царская – 1,974м;
  • кладочная – 1,597м;

  • большая – 2,584м;
  • сажень фараона – 2,091.

В зависимости от способа использования, любая сажень может быть одинарной, полуторной, двойной и двухсполовинной. Эти параметры определяют принцип размерности последующего строительства и должны неукоснительно соблюдаться.

На рис.1 схематично представлена простейшая геометрия некоторых саженей, применявшихся древнерусскими зодчими.

Как видно, большинство саженей находятся в прямой зависимости друг от друга, и, зная длину одной из них, можно легко вычислить все остальные. Для этого используется метод «наугольников», суть которого заключается в возможности определения разных саженей построением равнобедренных, прямоугольных или равносторонних треугольников, например, зная длину мерной сажени (а она соотносилась с ростом взрослого человека), можно легко вычислить и другие виды саженей:

На рис.2 видно, как, зная размер мерной сажени (а для этого брался средний рост взрослого человека), можно быстро установить и длины остальных саженей:

  • великая сажень – это линия соединяющая концы двух мерных саженей, расположенных друг к другу под прямым углом;
  • простая сажень – это высота равностороннего треугольника, сторона которого равна мерной сажени;
  • косая сажень– это линия соединяющая концы двух простых саженей, расположенных друг к другу под прямым углом (подобно великой сажени из мерной);
  • сажень без чети образуется стороной равнобедренного треугольника, в котором основанием и высотой является мерная сажень;
  • трубная сажень – это сторона равнобедренного треугольника, в котором основанием является косая сажень, а высотой – простая сажень.

Современных строителей ставит в тупик непостоянный, плавающий размер саженей, которые зависят от человеческих параметров – роста, ширины шага, длины рук и т.д. Здесь важно понять, что все сажени пропорциональны друг другу вне зависимости от их длины. Теоретически, каждый строитель мог использовать собственные сажени, и они будут также соотноситься друг с другом, как и сажени другого человека, даже если он будет выше и ниже ростом. Тем не менее, за тысячелетия применения саженей в проектировании и строительстве произошло относительное усреднение индивидуальных параметров разных людей и такая же относительная стандартизация длин разных саженей. Конкретный механизм этого процесса до сих пор не ясен, потому что общегосударственных эталонов мер до недавнего времени не существовало.

Метр – это стандартная величина, полученная в результате деления длины меридиана, проходящего через Париж на десять миллионов.

Проектирование строений древними зодчими всегда начиналось с наивысшей его точки. Размерность высоты, ширины и длины определялось разными саженями, поэтому абсолютно все здания получаются ассиметричными по всем параметрам. Из-за малой величины этой разницы в размерах, человеческий глаз ее не воспринимает, и выявить ее можно лишь на исполнительном чертеже. Этот принцип гармоничной ассиметрии используется для предотвращения образования стоячей волны от вибраций стен и других элементов с одинаковыми параметрами.

Для того чтобы современные архитекторы не сошли с ума, пытаясь понять систему строительства наших предков, математики долгое время пытались найти определенную закономерность в соотношениях саженей. Результаты их исследований привели к весьма неожиданному результату. Оказалось, что некоторые пары саженей при делении друг на друга дают всегда одинаковое число, а именно – 1,618…(много знаков). Напомню, что 1,618… – это так называемое число Ф или золотая пропорция. Это число вместе с числом пи и числом е является иррациональным, т.е. десятичное представление его является числом бесконечным и непериодичным.

Число Ф называется так по имени великого древнегреческого скульптора и архитектора Фидия. Фидий считается основоположником классического стиля европейского искусства, в свое время он пользовался огромной популярностью и уважением. Самыми известными работами мастера являются статуя Зевса в Олимпии и статуя Афины Промахос. Большинство его произведений не сохранилось, но даже многочисленные описания работ мастера позволяют живо представить грандиозность и величие его скульптур. Признание его таланта всем миром сохраняется и до сих пор: в списки семи чудес света статуя Зевса находится на третьей строчке. Вот полный список:

  • Пирамида Хеопса;
  • Висячие сады Семирамиды;
  • Статуя Зевса в Олимпии;
  • Храм Артемиды в Эфесе;
  • Мавзолей в Геликарнасе;
  • Колосс Родосский;
  • Александрийский маяк.

Совершенство и великолепие творений Фидия дало повод считать, что мастер владел какой-то тайной своего искусства. Когда же миру открылось золотое сечение, было решено увековечить его имя, используя букву Ф, как название этого числа.

Исходя из этого, можно утверждать, что любая сажень входит в число параметров «золотого сечения». Это раз и навсегда прекратило разговоры о возможном заимствовании русскими строителями различных мер длины из опыта других народов. Теперь же, учитывая тысячелетний возраст сажени, можно смело предполагать, что именно старославянская система саженей была заимствована скандинавами, римлянами, греками и египтянами. Все сооружения Древнего Египта были построены с пропорциями золотого сечения, а сам принцип таких измерений изображен на деревянных панелях из захоронения Хеси-Ра. Хотя логичней всего выглядит версия, в которой древнеегипетская и древнерусская системы основаны на одном источнике, но он ни к Древней Руси, ни к Древнему Египту отношения не имеет.

Принцип деления саженей на части существенно отличается от градации статического метра, который, как известно, имеет единицы деления, кратные десяти. Сажень же делится только пополам. Первое и последующие разделения сажени образуют полусажень (1/2), локоть (1/4), пядь (1/8), пясть (1/16), и вершок (1/32 часть полной сажени). В итого получается, что такой способ деления на две равные части всегда стремиться к нулю, но никогда его не достигает. Именно поэтому сажень является процессом измерения, а не его единицей, как метр.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что сажень – это не четко фиксированная единица длины, а процесс соизмерения параметров строения и строителя. Иррациональность взаимоотношений саженей объясняет живость, эстетическую красоту и гармонию в возводимых с их помощью зданиях и сооружениях. Ведь динамически изменяющаяся длина сажени передает свое движение и готовой конструкции.

На этом все.

До следующих встреч на страницах сайта .

Локоть – одна из исконно древнерусских мер, равная длине от локтевого сгиба до кончика среднего пальца, была введена уже в 11 веке.
Согласно различным источникам величина составляла от 38 до 47 см. Впрочем, примерно с 16 века локоть пользовался все меньшим спросом и спустя три столетия совсем был вытеснен аршином.

Аршин и шаг

Аршин по современным понятиям примерно равнялся 0,7112 м. Существует несколько теорий появления аршинной меры длины. Основная версия предполагает происхождение данной меры от среднего человеческого шага (по равнинной местности при среднем темпе ходьбы). Аршином именовали отрезок, равный примерно 70 см. Величина явилась базовой для более крупных мер длины или расстояния, вроде или версты. Теорию подтверждает «аршин». Корень («ар») в древнерусском языке обозначал «поверхность земли». Стало быть, эта мера могла использоваться именно для определения расстояния, пройденного пешком. Впрочем, существовало и другое, более очевидное, название аршина - шаг.

Известно, что купцы при реализации товара для быстроты и большего удобства мерили «от плеча» либо специальной линейкой с нанесенными делениями, именуемой «аршином». Но со временем, во избежание обмера был введен своего рода эталон («казенный аршин») в виде деревянной линейки с государственным клеймом, наклепанным по обоим концам рейки.

Шаг (71 см) использовался при необходимости измерить относительно небольшое расстояние. Кроме того, длина могла рассчитываться «малыми саженями» или парами шагов взрослого человека. Например: раз-два - один, раз-два - два, раз-два - три. Существовала и «казённая » равная трем шагам взрослого человека (раз-два-три - один, раз-два-три - два…)

Пядь

Пядь тоже считалась старорусской мерой длины, применялась для более мелких величин. Примерно в 17 веке «пядь» была переименована в «четверть аршина» («четверть», «четь»). Было удобно даже на глаз выделить из пяди половину (равную двум вершкам), а также ¼ пяди, соответственно, приравниваемую к вершку.

Существовало две разновидности пяди: малая и большая. Малая пядь равнялась 17,78 см и представляла собой расстояние от большого до указательного пальцев. Большая пядь (22-23 см) – расстояние от большого пальца до мизинца.

Вершок

1/16 аршина, 1/4 четверти равнялся вершок, 4,44 см в современной системе. Термин восходит к лексеме «верх». В литературе 17-го столетия встречаются упоминания о долях вершка (полвершки и четвертьвершки и тому подобное).

Сажень

Наиболее распространенной и востребованной мерой длины на Руси являлась сажень. Саженей было более десяти, все они различались по длине, а также назначению. «Маховая сажень» - являла собою расстояние между кончиками средних пальцев рук, расставленных в стороны, и составляла около 1,76 м. «Косой саженью» (2,48 м) именовали промежуток между носком левой ноги до кончика среднего пальца вытянутой вверх правой руки. Со временем, в строительном быту для удобства стали использовать саженные веревки и деревянные «складени».

Верста

Верстою именовалось расстояние, покрытое от одного поворота плуга до последующего. Величина версты варьировалась до тех пор, пока в 1649 году не ввели понятие «межевой версты», кратную одной тысячи саженей. А в 18 столетии появилась и «путевая верста» в 500 саженей.

Фут и дюйм, которыми стали пользоваться уже в России, по величине кратны английским мерам.

В древности на Руси для измерения расстояния и длины пользовались своим телом. Мерили пальцами, ладонью, шагами. Самой распространенной мерой длины была сажень. Ее название происходит от глагола "сягать", что означает - дотягиваться рукой. Этот корень сохранился еще в слове "недосягаемый". Считается, что такие меры длины очень субъективны, ведь рост и размеры рук у всех людей разные. Но несмотря на это, на Руси строились прекрасные храмы и гармоничные сооружения. С введением в СССР метрической системы длины о старых мерах забыли. Поэтому сейчас редко кто знает, сажень - это сколько.

Древние меры длины

Расстояние наши предки мерили шагами или аршинами, которые равнялись 72 сантиметрам. При измерении счет вели парами шагов - простой саженью или тройками - казенной саженью. Большие в верстах. В древности эту меру еще называли "поприще". Ее длина менялась в зависимости от длины саженей и их количества. Различались также межевая и путевая версты. Среднее расстояние версты - чуть больше километра. Сколько саженей в версте, невозможно определить точно. Обычно от 500 до 750, а в середине 17-го века была установлена верста в 1000 саженей.

Для измерения небольших расстояний пользовались другими мерами. Ткань мерили локтями, поэтому купцы выбирали продавцов маленького роста. Еще одна очень древняя мера длины - Она равнялась кончиками вытянутых пальцев: большого и среднего. Это приблизительно от 19 до 23 сантиметров. И самая маленькая мера длины - вершок - почти 4,5 сантиметра. Это расстояние измерялось сложенными вместе двумя пальцами - указательным и средним.

История русской сажени

Долгое время ученые не могли понять, каким мерилом пользовались древнерусские строители. Но после того как археологи нашли камень, на котором было высечено: "Глеб князь мерил. 10 000 и 4000 сажен", удалось вычислить значение сажени в 151 сантиметр. Это совпало с результатами других русских народных мер. Существовало несколько разных саженей, которыми пользовались при различных измерениях и в строительстве. Для этого делали специальные саженные веревки и деревянные "складени".

Сейчас сложно сказать, сажень - это сколько? В середине 17-го века была принята казенная сажень, равная 216 сантиметрам. Она содержала в себе три аршина по 72 сантиметра. Но Петр Первый уравнял русские сажени с английскими мерами длины - и поэтому изменилась длина аршина. Она уменьшилась. И, соответственно, длина сажени стала равна 213 сантиметров. А в 1924 году эти меры длины совсем вышли из употребления, для измерений стали использовать метрическую систему. Самой распространенной мерой длины стал 1 метр. Сколько саженей в него входило, сейчас сложно сказать. Многое из древних знаний утрачено, но ученые постепенно восстанавливают старинные системы мер.

Сажень - это сколько?

Первоначально все русские меры длины и расстояния мерялись человеческим телом. И если шаг и локоть - это понятно сколько, то как определяли длину сажени? Если казенная была установлена в сообветствии с длиной аршина, то наиболее распространенная в народе "маховая сажень" определялась по расстоянию между расставленными в стороны руками взрослого мужчины. Она равнялась приблизительно двум с половиной аршинам или 176 сантиметрам. Но это самая древняя мера длины, в соответствии с которой была построена колокольня Ивана Великого в Кремле. С 17-го века она использовалась только неофициально.

Разные виды саженей на Руси

Происхождение многих из них до сих пор неизвестно. Считалось, что какие-то появились на Руси, а другие были заимствованы. Например, говорят, что церковная сажень, равная 186 сантиметрам, имеет в своей основе древнеримские меры длины, царская - египетские, а великая - литовские. Существовала еще греческая, которая имела длину 230 сантиметров. Известны также малая, аршинная, городовая, казенная, простая и много других. Они не были пропорциональны и кратны друг другу. Даже часто так случалось, что разные люди пользовались разными видами для измерений.

Самые распространенные сажени

Существовало несколько популярных видов, которыми пользовались все. Это самые древние: простая сажень, равная 150 сантиметрам, народная или маховая - 176 сантиметров и косая сажень - 248 сантиметров. Ее длина определялась по расстоянию между вытянутой вверх рукой и пальцами противоположной ноги по диагонали. Это понятие сохранилось в пословице "косая сажень в плечах". Так говорили про богатырей. Была еще малая сажень, равная расстоянию от вытянутой вперед руки до пола. Равнялась она 142 сантиметрам. Поэтому очень сложно сказать: сажень - это сколько сантиметров. Нужно сначала определиться, о какой мере длины идет речь.

Как использовались сажени на Руси

Деревянные и веревочные мерила использовали при измерении расстояний, например, для определения размера земельного участка и в строительстве. Часто случалось, что у каждого мастера была своя персональная сажень. Распространены были около 10 разных их видов, которые все являлись не целыми числами и не были кратны друг другу. Они использовались, в основном, для измерения средних величин. Сейчас одна сажень приравнена к двум метрам, но вообще ее размер колеблется от 142 до 248 сантиметров. Поэтому те, кто интересуются, сколько саженей в метре, задают не совсем корректный вопрос.

Русское зодчество

Несмотря на то что для строительства на Руси пользовались разными саженями, древние храмы и другие сооружения поражают удивительной гармоничностью и пропорциональностью. Почему же это так? При сооружении зданий древние зодчие опирались на природные пропорции. Какие же принципы применялись в строительстве?

Длина стен и высота зданий складывалась из целого количеств саженей. Это соответствовало принципам "золотого сечения".

Для строительства всегда использовались не одна, а несколько саженей. Одна для измерения ширины здания, другая - для длины. Высоту определяли при помощи третьей сажени, а внутренние помещения планировали четвертой. Если у здания был еще один этаж, то при его возведении пользовались снова иной саженью.

Еще одна особенность - при строительстве получение меньших мер длины производилось при делении сажени на два. Получались полсажени, четверть сажени (или локоть), одна восьмая (пядь), а одна тридцать вторая (вершок).

Почему древние здания кажутся такими гармоничными

Несмотря на сложности вычислений и использования разных систем саженей, древние сооружения до сих пор радуют людей своей пропорциональностью и эстетическим совершенством. Любой чувствует себя в них комфортно, потому что построены они с использованием И неважно, что сажени не имели определенного постоянного значения. Каждая из них появилась из измерений, произведенных при помощи ладоней, локтей, рук или ног человека.

Все древние здания кажутся удивительно гармоничными и пропорциональными еще и потому, что при их членении использовался природный трехчастный, а не современный двухчастный принцип. Кроме того, ученые выяснили, что соотношение более длинных саженей к малым соответствует "золотому сечению". Причем вычисляется это число с точностью до четырех знаков после запятой.

Современные люди знакомы с понятием "сажень", в основном, из произведений русских классиков или из пословиц. Кроме выражения в плечах", употребляются такие, как "ты от дела на недельку, а оно от тебя - на саженьку", "полено к полену - сажень" и некоторые другие. Поэтому неудивительно, что многие интересуются вопросом: сажень - это сколько? Хотя, на самом деле, однозначного ответа на него дать нельзя.