Мухаммад аль-Бухари - известный автор сборника хадисов. Был огнепоклонником и скончался, так и не приняв ислам. Его сын по имени аль-Мугират не пошёл по пути отца и стал сторонником данной религии. Он ни разу об этом не пожалел. В данной статье вам будет представлена биография аль-Бухари. Итак, приступим.

Детство и учёба

Аль-Бухари появился на свет в 194 году по Хиджре. В раннем детстве будущий имам потерял зрение. Однако продолжительные и искренние молитвы матери чудесным образом его исцелили. Об избавлении от недуга она узнала во сне. К ней пришёл хазрат Ибрахим и сказал: «Благодаря святым и обильным мольбам Аллах вернул зрение твоему сыну». Утром стало понятно, что данный сон являлся вещим.

Отец мальчика Исмаил был очень образованным человеком. К сожалению, он многому не успел научить сына, так как рано умер. Воспитанием Мухаммада занялась мать. Она тоже была прекрасно образована, поэтому контролировала процесс его обучения. В возрасте 16 лет молодой человек вместе с братом и матерью совершил паломничество в Мекку. Родные будущего имама вернулись домой, а он решил остаться в священном городе на два года. Медина - вот куда отправился в 18 лет Аль-Бухари. Книги, составлением которых занимался молодой человек на могиле Пророка, назывались «Тарих-уль-Кабир» и «Кадаяс-Сахаба уат-Табиин». Он не прекращал работу даже ночью, так как лунный свет служил прекрасным источником освещения.

Чтобы получить новые знания, имам Аль-Бухари был вынужден много путешествовать. Он ездил в Египет, Сирию и жил в Аравии на протяжении шести лет. Герой данной статьи четырежды посещал Куфу, Багдад и Басру. Порой он мог оставаться в определённом городе на несколько лет. Лишь одно было неизменно - в период хаджа имам всегда возвращался в Мекку.

Учителя

Хадисы аль-Бухари начал изучать и слушать в 205 году. А спустя 5 лет, получив какое-то количество знаний от алимов родного города, отправился в путешествие. Учителей у него было очень много. Сам Мухаммад говорил об этом так: «1080 различных людей надиктовали мне хадисы. Каждый из них был учёным». Но наиболее ценные знания имам получил от двух человек - Али ибн Мадини и Исхака ибн Рахвая. Также аль-Бухари передавал хадисы от своих учеников. Он считал, что предания нужно распространять от людей младшего, среднего и старшего поколения. Только так можно стать учёным по хадисам.

Последователи

Их у имама было великое множество. Около 9000 людей посещали его занятия, основанные на труде «Сахих-аль-Бухари». Чтобы получить уникальные знания из этой книги, странники стекались на уроки имама со всех уголков планеты.

Удивительная память

Аль-Бухари отличался хорошей памятью, сообразительностью и проницательностью. К 7 годам он выучил весь Коран, а к 10 знал больше тысячи хадисов. Услышав предание однажды, мальчик запоминал его и при необходимости мог легко воспроизвести.

Как-то в Багдаде с ним произошёл показательный случай. Люди, которые слышали от других о многочисленных качествах и достижениях имама, решили его проверить. Для этого было выбрано сто разных хадисов. В каждом из них изменили текст и цепочки передатчиков. Затем десять человек прочитали их в таком виде имаму.

Для ознакомления с результатом эксперимента собралось огромное количество народа. После зачитывания каждого предания Мухаммад отвечал одинаково: «Насколько я знаю, это неверно». Как только все хадисы были оглашены, аль-Бухари повторил каждый из них правильно, с соблюдением изменённой цепочки передатчиков. Вот такой обладал имам.

Воздержанность

Мухаммад обладал непоколебимой и бесподобной аскетичностью. От отца ему досталось огромное состояние, но, по причине своей щедрости, имам быстро растратил деньги. Оставшись без средств, аль-Бухари ел всего пару миндальных орехов в день.

Имаму много раз выпадал шанс воспользоваться щедростью правителей, но он никогда этого не делал. Однажды Мухаммад заболел. Лекарь, изучив анализы его мочи, выяснил, что аль-Бухари очень долго не употреблял карри. При беседе с больным врач узнал о воздержании имама от этого продукта на протяжении последних сорока лет.

Особые качества

Аль-Бухари (PDF-книги имама на тематических сайтах пользуются популярностью) всегда ставил довольство окружающих людей выше собственного. Это подтверждает случай, произошедший с рабыней. Подойдя к двери комнаты, где сидел имам, она споткнулась. Мухаммад предостерёг её: «Смотри, куда идёшь». Она ответила: «Как же ходить, если нет места?» После этого аль-Бухари вскинул руки и сказал: «Теперь можешь ходить, где пожелаешь, я даю тебе свободу».

Имам всегда обращал внимание на мелочи, которые бы помогли ему добиться большего довольства Аллаха. Подобный случай произошёл с ним в мечети. Стоящий в толпе мужчина нашёл у себя в бороде перышко и бросил его на пол. Это заметил аль-Бухари. Выбрав момент, когда никто за ним не наблюдал, имам поднял перо и положил в карман. Покинув мечеть, Мухаммад его выбросил, осознав, что помог остаться месту поклонения в чистоте.

Ещё один показательный случай произошёл во время совершения имамом зухр-намаза. После его окончания аль-Бухари исполнил нафль. Затем повернулся к товарищам, поднял рубаху и спросил, есть ли там кто-нибудь. Вдруг из-под одежды вылетела оса. Она оставила не теле аль-Бухари семнадцать укусов. Один из товарищей поинтересовался у имама, почему тот не прервал намаз. Знаток хадисов заявил, что испытал от намаза определённое удовольствие и не хотел прерываться из-за такого пустяка.

Непреклонность

Это качество имама прекрасно демонстрирует ситуация с правителем Бухары. Как-то он попросил Мухаммада заняться обучением его детей. Аль-Бухари отклонил просьбу, заявив, что проявляет больше уважения к знаниям, чем к людям. Именно они должны стремиться к их получению, а не наоборот.

Ответ не понравился главе города. Правитель вновь попросил имама отдельно позаниматься с его детьми. Но Мухаммад был непреклонен. Вторичный отказ сильно разозлил главу Бухары. Он приказал выгнать имама из города. Узнав об этом, жители Самарканда сразу отправили аль-Бухари приглашение у них погостить. Но и в этом городе у Мухаммада были неприятели. В итоге знаток хадисов отправился в Хартанг.

Главный труд

На счету имама немало написанных книг. Но особым уважение и почётом пользуется только один сборник хадисов аль-Бухари. В сфере изучения преданий он обладает самым высоким статусом. И называется данный труд «Сахих аль-Бухари».

Никто не знает точную дату начала его составления. Но достоверно известно, что после завершения работы над сборником имам представил его на рассмотрение трёх своих учителей: Ибн Маину (скончался в 233 году), Ибн-уль-Мадини (умер в 234 году) и Ахмаду ибн Хальдалю (скончался в 241 году). Также есть свидетельства, что аль-Бухари занимался составлением сборника на протяжении 16 лет. Это указывает на примерную дату начала работы над книгой - 217 год. Имаму было тогда всего 23 года.

Ещё задолго до того, как увидел свет сборник аль-Бухари, существовало множество книг с хадисами. Мухаммад тщательно их изучил и выяснил, что есть предания как с сильными, так и со слабыми цепочками передатчиков. Это и навело имама на мысль о создании сборника, в который вошли бы только хадисы исключительно с сильным иснадом. Данную идею поддержал его учитель Исхак ибн Рахвай, что укрепило аль-Бухари в своём решении. Дополнительно это желание усилил приснившийся имаму сон. Мухаммад стоял с веером рядом с Пророком и отмахивал от него мошек. Проснувшись утром, знаток хадисов сходил к нескольким толкователям для получения интерпретации ночного видения. Все они ответили ему одинаково: в будущем Мухаммад очистит Пророка ото лжи людей, передающих неправильно понятые предания. Это успокоило имама и придало сил для написания сборника «Сахих аль-Бухари». В него вошли тексты преданий, повествующих о действиях, высказываниях и жизни Пророка.

Важно отметить, что это были исключительно достоверные хадисы аль-Бухари. То есть имам выбирал лишь те предания, которые соответствовали установленным условиям и стандартам. Главным критерием была сильная цепочка передатчиков. За все годы работы над книгой Мухаммад редактировал её трижды. Одни говорили, что имам начинал писать сборник в Бухаре, другие рассказывали про Мекку, третьи заявляли о Басре, а четвёртые видели его за составлением сборника в Медине. Однако сам имам указал истинное место написания книги. Это была мечеть Аль-Харам. Идём далее.

Перед тем как включать в сборник хадисы, аль-Бухари совершал гусль и предавался молитвам. Он просил у Аллаха наставления, совершая два ракаата нафль-намаза. Затем имам досконально рассматривал и анализировал имеющиеся предания, и, только если итог его удовлетворял, хадисы попадали в сборник. Из-за столь тщательного и бережного отношения к текстам у людей складывалось ощущение, что Мухаммад слышал их лично от Пророка.

Название сборника свидетельствует о том, что в него включены только хадисы с сильной цепочкой передатчиков. С другой стороны, аль-Бухари старался объяснить читателям все сложные для восприятия моменты. Поэтому если в предложении присутствовало трудное слово, имам сразу публиковал для удобства массу его значений. В «Сахих аль-Бухари» можно наблюдать мастерское владение Мухаммада передачей хадисов, собранных в восьми главах. Последние делились на темы, подразделённые, в свою очередь, на подзаголовки и известные оригинальным способом их формулирования.

Причины популярности

Почему же сборник хадисов «Сахих аль-Бухари» особо выделяют на фоне остальных? Почему он пользуется особым уважением? Причины следующие:

  1. Если возникала необходимость приостановки работы над сборником, то аль-Бухари возобновлял её лишь после написания «Бисмиллях». Поэтому данное выражение часто упоминалось на страницах его книги.
  2. В конце каждой главы имам намеренно использовал в предложении слово, которое бы заставляло читателя задуматься и более осознанно подойти к своей главной жизненной цели. Например, сразу после первой части «Сахих аль-Бухари» он включил слово, наводящее на мысли о непродолжительности жизни и о смерти.
  3. Большое значение имам придавал тому, чтобы включить в начало и конец сборника подходящий хадис. Он считал это чрезвычайно важным. Самый первый хадис «Сахих аль-Бухари» посвящён намерению. Это даёт читателю возможность не лгать себе насчёт того, что он хочет получить, штудируя слова Пророка, представленные в книге. В последней главе под названием «Китаб-ут-Таухид» Мухаммад много раз восхвалял единственность Аллаха. Именно это, по мнению имама, станет спасением людей в Судный день, когда они будут вынуждены отчитываться перед ним в собственных грехах.

По сообщениям Аллама Навави, исламские учёные признали «Сахих аль-Бухари» самой достоверной книгой после Священного Корана. Этот сборник включает в себя 7275 хадисов, в том числе повторяющиеся предания. Если же их исключить, то получится ровно 4000.

Хафиз Ибн Хаджар пересчитал предания и пришёл к выводу, что напрямую от Пророка передали 7397 хадисов. С учётом повествований от табиинов, сахабов и т. д. эта цифра возросла до 9407. Если же исключить повторения, то, по утверждению Ибн Хаджара, останется 160 сообщений от сахабов и 2353 повествования от Пророка. В сумме это даёт 2513 преданий.

Условия включения

Тот или иной хадис мог попасть в сборник, только если его рассказчик отвечал требованиям, установленным аль-Бухари. Одним из условий являлось наличие отличной памяти. Также среди требований были определённые ограничения:

  1. В цепочке рассказчиков не должны отсутствовать звенья передатчиков.
  2. Все авторитетные мухадиссы обязаны единодушно сходиться во мнении насчёт кандидатуры повествователя преданий. Им необходимо выяснить, способен ли рассказчик заучивать, запоминать и достоверно передавать хадисы.
  3. Если предание имеет двух различных передатчиков (при этом оно дошло до них от сахаба), то ему необходимо присвоить высокий ранг. В случае наличия только одного передатчика, но с сильным свидетельством хадис также должен быть принят без всяких сомнений.

Смерть

По пути в Самарканд аль-Бухари, биография которого представлена в статье, написал завещание, помолился и отошёл в мир иной. Имама похоронили в селении Хартанк. Очевидцы рассказывали, что во время этого события из могилы распространялся аромат, а вокруг появился образ стены, возносящейся до небес. Запах витал на протяжении нескольких дней, и люди приходили посмотреть на данное чудо. Посещали могилу и завистники аль-Бухари. Осознав его уровень, они каялись.

Однажды Самарканд настигла сильная засуха. Несмотря на совершение людьми намаза, дождь так и не пошёл. Тогда один праведник посоветовал имаму вместе с людьми отправиться на могилу аль-Бухари и молиться Аллаху там. Они вняли его совету. В итоге всем жителям Самарканда пришлось остаться в Хартаке, так как обильные дожди шли несколько дней.

Мухаммад аль-Буха́ри (полное имя - Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи Аль-Бухари ; араб. محمد بن إسماعيل البخاري ‎‎) ( , Бухара - , селение Хартанг близ Самарканда) - известный персидский, исламский богослов, автор наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Джами ас-Сахих» (араб. الجامع الصحيح ‎‎), или «Сахих аль-Бухари» (араб. صحيح البخاري ‎‎), составляющего основу мусульманской Сунны .

Биография

Его отец был очень образованным человеком. Когда Аль-Бухари был ещё ребенком, его отец умер. Аль-Бухари был на попечении матери, которая воспитала его. Она была образованная женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Мухаммад был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран , в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч хадисов . Когда ему было 16, молодой человек с матерью и братом направился в паломничество в Мекку . Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Аль-Бухари, который оставался в Мекке в течение следующих 4 лет. 16 лет он провeл в Масджид ан-Набави в Медине. Все это время он читал хадисы. Это было собрание и учение хадисов - достоверных передач о поступках и словах пророка Мухаммада и его сподвижников .

Важнейшие и наиболее известные труды

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является «Аль-джами‘ ас-сахих». К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как «Аль-асма’ ва-ль-куна», «Ат-тарих аль-кабир»(Великая история), «Ас-сунан фи-ль-фикх», «Хальк аф‘аль аль-‘ибад», «Аль-адаб аль-муфрад» и «Аль-кира’а хальфа-ль-имам». Имам Аль-Бухари посвятил всю свою жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более чем тысячи шейхов, сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал самые достоверные из них только 7275, включая и повторяющиеся. Они составляли его книгу «Ас - Сахих», которая стала наиболее популярной среди всех других собраний. При собрании хадисов Аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В «достоверные» он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка пророка. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет. «Ас-сахих» Аль-Бухари примечателен ещё и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам.

Память

В годы советской власти имя великого мыслителя и богослова было подвергнуто забвению.

После обретения Узбекистаном независимости память об Имаме Мухаммад ибн Исмаиле аль-Бухари была восстановлена. В 1998 году в селении Хартанг по инициативе Президента Узбекистана И. А. Каримова был построен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе. В октябре 1998 г. широко отмечено 1225-летие Имама аль-Бухари.

«САХИХ» АЛЬ-БУХАРИ

МУХТАСАР


Введение

Мухтасар «Сахих» имама аль-Бухари пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова). Сборник содержит 2134 хадиса.


Составитель : Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари

Перевод с арабского : Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, кандидат философских наук.

Электронная версия сборника была подготовлена редакцией "Сайта Крымской Молодежи" во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

"Сайт Крымской Молодежи" http://www.crimean.org


От переводчика


Уважаемый читатель!

Книга, перевод которой ты держишь в своих руках, заключает в себе часть сунны, второй по важности после Корана основы вероучения Ислама, и пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом.

Это объясняется целым рядом обстоятельств.

Первое и самое важное состоит в том, что эта книга, как уже было сказано, содержит в себе часть сунны пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Иначе говоря, она содержит в себе многочисленные примеры из его жизни, что должно служить образцом и руководством как для мусульманской общины в целом, так и для каждого мусульманина в отдельности. В Коране сказано: «И говорит он не по прихоти (своей)…» Это значит, что все слова и, соответственно, поступки пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были продиктованы не его личными пристрастиями, а внушались ему свыше. В Коране также сказано: «Посланник Аллаха - прекрасный пример для вас…» , что является прямым велением Аллаха людям брать пример с пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, подчинение пророку, выражающееся в следовании его примеру, приравнивается в Коране подчинению Самому Аллаху, так как Аллах Всевышний сказал: «Повинующийся посланнику повинуется Аллаху» .

Во-вторых, сунна служит для верующего надёжным критерием, позволяющим ему отделять всевозможные нововведения в сфере религии, возникшие уже после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от того, что действительно исходит от Аллаха. Таким образом, сказанного вполне достаточно для того, чтобы понять, чем является сунна для настоящего мусульманина.

В-третьих, предлагаемый вниманию читателя сборник хадисов, составителем которого является имам аль-Бухари, является наиболее авторитетным сборником такого рода.

Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, начали записывать хадисы ещё при его жизни. Впоследствии эта работа продолжалась, и с середины VII века начали появляться первые сборники хадисов, объединявшие в себе сообщения от одного передатчика /муснад/, а через некоторое время - и тематические сборники /мусаннаф/.

Вполне естественно, что, поскольку существовало огромное количество хадисов, во многих случаях передававшихся по памяти, самое пристальное внимание уделялось вопросу об их достоверности. В связи с этим в мусульманской науке постепенно сложилась особая дисциплина исследования хадисов - выявление степени их достоверности через критику надёжности иснадов. Качество иснада рассматривалось как гарантия достоверности хадиса. Так, для мухаддисов было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, которые именовались “риджаль” (люди; мужи), и поэтому они выясняли их полные имена, годы жизни и факты биографии, чтобы удостовериться в том, что передатчики могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам, способности правильно воспроизводить услышанное и так далее. Проверка правдивости передатчиков хадисов получила название “аль-джарх ва-т-та‘диль” (отвод и подтверждение), а собирание и изучение всех доступных данных о мухаддисах привело к возникновению особого направления - “ма‘рифат ар-риджаль” (знание о мужах). Следствием этого стало составление огромных справочников с биографиями передатчиков хадисов и указаниями на то, в какой мере они заслуживают доверия. Была разработана особая терминология, связанная с оценкой степени достоверности хадисов, а сами они были разделены на три группы: достоверные /сахих/, хорошие /хасан/ и слабые /да‘иф/. При проверке хадисы классифицировались также и по другим признакам в зависимости от особенностей иснада и матна, количества передатчиков, путей передачи и целого ряда других факторов.


1. “Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари (ум. в 870/256 году хиджры).

2. “Сахих” имама Муслима бин аль-Хаджжаджа аль-Кушайри (ум. в 875/261 г.х.).

3. “Сунан” Абу Дауда Суляймана бин аль-Аш‘аса ас-Сиджистани (ум. в 888/275 г.х.).

4. “Сунан” Мухаммада бин ‘Исы ат-Тирмизи (ум. в 892/279 г.х.).

5. “Сунан” Ахмада бин Шу‘айба ан-Наса’и (ум. в 915/303 г.х.).

6. “Сунан” Ибн Маджи (ум. в 886/273 г.х.).


“Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари стоит в этом списке на первом месте не случайно. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу /мусаннаф/ и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова).

Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари родился 11 шавваля 194/21 июля 810 г. в семье иранского происхождения в Бухаре, а умер 30 рамадана 256/31 августа 870 г. в селении Хартанк близ Самарканда. В возрасте шестнадцати лет он совершил паломничество в Мекку вместе с матерью и братом, после чего некоторое время прожил в Аравии. Имам аль-Бухари уже в юном возрасте обнаружил огромные способности, любовь к науке и большое благочестие. В поисках хадисов он путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, где, по его собственным словам, повстречал более тысячи мухаддисов. После возвращения в Бухару имам продолжил свою работу, всего же на составление “Сахиха” ушло около шестнадцати лет. Как сообщается, имам аль-Бухари проверил шестьсот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время, не считая двухсот тысяч, записанных им у своих учителей и информаторов. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника всего лишь около семи тысяч трёхсот хадисов, а с учётом того, что многие из них повторяются с небольшими изменениями как варианты, на самом деле их количество ещё меньше. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи и сколь высоки были критерии отбора и проверки.

Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари – знаменитый ученый-хадисавед (хадисаведение – наука о хадисах, сообщениях о высказываниях и поступках пророка Мухаммада – характерна только для ислама) и автор второй по значению после Корана книги «Ал-Жомий ас-Сахих» («Подлинный сборник»).

Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари родился в 810 году в Бухаре. Известно, что его прадед был одним из первых, кто принял ислам...

Его отец был одним из сказителей священных преданий. С 5-6 летнего возраста Исмаил стал изучать Коран и религиозные науки, в частности хадисы. Обладая исключительной памятью, он быстро заучивал прочитанное, а затем всесторонне анализировал его. К 16 годам он уже знал наизусть сборники хадисов того времени.

В 825 году Аль-Бухари со своей матерью и старшим братом Ахмедом отправились в хадж в Мекку и Медину. После совершения паломничества мать с братом возвратились в Бухару, а он путешествовал по разным мусульманским странам, где учился у известных богословов того времени.

По преданию он собрал сотни тысяч хадисов, из которых 300 тысяч знал наизусть. В этих поисках он провёл 42 года своей жизни. К написанию своей книги он приступил ещё в Басре и продолжал писать её многие годы, куда вошли, по его словам, хадисы от 1080 знатоков. В его книгу вошли 7275 достоверных хадисов. Показателем достоверности хадиса является надёжность канала передачи и каждого его звена, подразумевая нравственный облик передатчика, позволяющий на него положиться.

По источникам известно, что он написал много книг, среди которых «Таърихи Кабир» - «Великая История».

После написания «Ас-Сахих» он возвращается в Бухару, и начинает учить всех, кто хотел учиться, ибо считал, что коллективное обучение людей грамоте принесёт большую пользу обществу. Его авторитет был настолько высок, что хадис, незнакомый ему, стал в народе считаться недостоверным.

Помимо своей воли он вступил в конфликт с правителем Бухары Тахиридом Холидом ибн Ахмадом и вынужден был переехать в селение Хартанг под Самаркандом, где и умер в 870 году.

Кладбище в селение Хартанг Челекского тумана Самаркандского вилоята стало самым почитаемым и священным местом для паломничества.

В ХVI веке рядом с мавзолеем Имама аль-Бухари была построена мечеть и посажены чинары.

В 1998 году 23 октября в Самарканде прошли торжества, посвящённые 1225-летнему юбилею знаменитого учёного. К этому событию был построен большой мемориально-архитектурный комплекс, проект которого был создан под руководством Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. В его осуществлении участвовали лучшие строители и народные мастера Самарканда, Ташкента, Бухары, Хивы, Шахрисябза, Андижана, Коканда и Намангана.

Вход в комплекс осуществляется через входной портал, оснащенный резными воротами. С двух сторон главного входа установлены памятные плиты с арабской и латинской графикой о строительстве комплекса.

На центральной оси комплекса стоит мавзолей Исмаила аль-Бухари в виде прямоугольной призмы, квадратной в основании, площадью 9х9 метров высотой 17,0метров. Купол мавзолея двойной, ребристый, украшен голубыми изразцами. Стены украшены мозаикой, майоликой, ганчем, ониксом и гранитом с растительным и геометрическим орнаментом. В центре надгробие из светло-зелёного оникса.

На левой стороне двора мечеть, хонака и галерея площадью 786 кв.м. где одновременно могут молиться 1500 верующих. С правой стороны имеется библиотека и музей с редкими экземплярами рукописных и литографированных книг по исламскому богословию, подарки государственных деятелей различных государств, в том числе часть кисвы - покрывала с Каабы в Мекке.

В глубине двора расположен учебный центр по изучению хадисоведения.
В центре двора располагается водоем-хауз с древними чинарами, рядом с которыми бьет источник с целебной водой.

С целью глубокого изучения и широкого распространения духовного наследия Имама аль-Бухари был создан международный фонд, который с 2000 года издаёт свой духовно-просветительный научно-литературный журнал на узбекском языке «Имом ал-Бухорий сабоклари».

Книги аль-Бухари используют в медресе и исламских университетах как основной учебник для изучения сунны (священного предания) о пророке Мухаммаде.

Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн ал-Магира ибн Баддазбек ал-Джуъфи аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 13-го шаввала 194 года хиджры (20 июля 810 г.)

В семье Исмаила, человека богобоязненного. Известно, что его прадед одним из первых принял ислам. Его отец был одним из сказителей священных преданий. Точная дата рождения Аль-Бухари известна из письма его отца. В раннем возрасте Мухаммад остался сиротой.

Согласно сведениям из «Истории Бухары» автора Гинжара, Аль-Бухари в детстве ослеп. Врачи оказались бессильными. Тогда мать увидела во сне Авраама, который сказал ей: «Господь возвратил зрение твоему сыну по причине многих твоих молитв и рыданий». Сын наутро проснулся зрячим.

Уже к 10 годам у Аль-Бухари стали проявляться такие качества как исключительное прилежание и старательность. Дни и ночи он просиживал над книгами своего отца и занимался углублением своих знаний. Мухаммад обладал удивительно хорошей памятью, быстро заучивал наизусть прочитанное, а затем всесторонне анализировал. Его аналитический склад ума позволил ему сложить по многим вопросам свое мнение и впоследствии дискутировать со своим шейхом Дахили. К 16 годам он уже знал наизусть сборники хадисов того времени, хорошо владел понятиями фикха – учения о мусульманском праве, о правилах поведения и взаимоотношениях мусульман. В 825 году Аль-Бухари со своей матерью и старшим братом Ахмедом отправились в хадж в Мекку и Медину. После совершения паломничества мать с братом возвращаются , а Аль-Бухари путешествует по разным мусульманским странам, где продолжает изучать хадисы. Он посетил Иран, Ирак, Йемен, Сирию, Египет, где учился у известных богословов Востока. В частности, среди них были Ахмед бен-Ханбал, Абу Наим Исфахони и Мухаммад Тамиммий .

По преданию Аль-Бухари собрал сотни тысяч хадисов, из которых 300 тысяч знал наизусть. В этих поисках и странствиях он провел 42 года. По его словам, он записал хадисы от 1080 знатоков.

К написанию своей книги «Ас-сахих» он приступил еще в Басре и продолжал писать ее многие годы. По источникам известно, что он написал 24 книги, среди которых «Таърихи Кабир» («Великая история»), которую он написал еще в молодые годы. После написания «Ал-Жомиъ ас-сахих», его главного труда, куда вошли 7215 хадисов, он возвращается в Бухару. Для встречи с ним приехали сотни людей, чтобы услышать его. За короткое время вокруг Аль-Бухари сплотилось множество людей, и он учил всех, кто хотел учиться, ибо считал, что коллективное обучение людей грамоте принесет большую пользу обществу. По его мнению, необходимо расширить сеть учебных заведений для большего охвата людей грамотой и культурой. По преданию, несколько тысяч человек услышали из его уст более 70 тысяч хадисов. Среди слушателей были Ат-Термизи, ан-Насои.

Авторитет Аль-Бухари был настолько высок, что хадис, незнакомый ему, стал в народе считаться не достоверным. Известно, что правитель Холид ибн-Ахмад потребовал от имама Аль-Бухари поселиться в его дворце и заниматься обучением только его детей. По другим сведениям, правитель послал за ним человека, чтобы он пришел к нему и начитал ему свои книги «Ас-сахих» и «Таърихи кабир». Аль-Бухари так ответил: «Ты передай ему – я не буду унижать знания подношением их во дворцах. Кому они нужны, пусть ищет сам. Если он имеет нужду в чем-нибудь от науки, ему следует прийти ко мне – в мою мечеть или в мой дом – и послушать науку». Якобы это обстоятельство и послужило причиной выселения Мухаммада Аль-Бухари из родного города.

О последних событиях его жизни нам сообщает вакуфный документ, написанный для мазара Имама Аль-Бухари и представляющий копию, сделанную при эмире Хайдаре (1800-1826 гг.), с более древнего документа. Перевод был напечатан в «Туркестанских ведомостях» № 83 от 24 октября 1899 г.

«Когда имам Мухаммад выехал из Бухары, и это известие дошло до Самарканда, самаркандцы написали ему письмо с просьбой приехать в их город. Аль-Бухари направился в сторону Самарканда, и когда достиг селения Хортанг, лежащего близ этого города, ему стало известно, что самаркандские жители находятся в разногласии относительно желательности пребывания его в этом городе. Аль-Бухари остановился в Хортанге с целью выждать развитие событий. Однажды ночью … он впал в печальное и мрачное настроение. После последнего намаза Аль-Бухари молитвенно поднял руку: «Господи, земля стала для меня тесна, несмотря на всю свою обширность. Поэтому подними меня и привлеки в свою сторону». В этом же месяце он заболел в названном селении и скончался. Это случилось в 870 г. (256 год хиджры) в один из первых трех дней месяца шаввала (1 сентября).

Автор «Самарии» Абу Тахирходжа дату смерти в ночь на праздник Рамазана 256 г. х. и причину, по которой Аль-Бухари был изгнан из Бухары, приводит несколько иначе: «Существует предание, что в бытность свою в Бухаре Имам Мухаммад написал фетву, по которой два ребенка, совместно сосущее одно животное, или пьющие его молоко, должны быть признаваемы молочными братьями или сестрами. Бухарские имамы изгнали его за эту фетву из Бухары. Когда он явился в Самарканд, то и самаркандские ученые стали его преследовать, и он, наконец, должен был удалиться в Хортанг, где и проживал до самой смерти».

Бесценный вклад Аль-Бухари в мире ислама

Заслуга Аль-Бухари состоит в том, что он впервые провел как бы «фильтрацию» хадисов. Если до него мухаддисы включали в свои сборники все услышанные хадисы, то Аль-Бухари провел так называемую проверку достоверности (сахих) или недостоверности (гайри сахих) хадисов. Именно поэтому мусульманские ученые-улемы оценивают «Ас-сахих» как источник, следующий после Корана. (В фондах Государственного музея истории культуры и искусства в Самарканде находятся обе книги, написанные Аль-Бухари, и 2 литографии книги «Ас-сахих»). Аль-Бухари по праву считается самым выдающимся хадисоведом Востока.

Важной составной частью ислама было учение о пророке Мухаммеде, которое вошло в символ веры, в право и богословие, историографию и литературу. Наука о хадисах характерна только для ислама. Сообщения или рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда, о ситуациях, в которых был совершен поступок или произнесено высказывание составили самостоятельную ветвь исламского богословия. Таким образом, Хадис выражает наиболее общефилософские идеи исламской цивилизации. Коран стал священным писанием мусульман, а Хадис стал выражением подлинной сущности ислама.

По структуре каждое отдельное сообщение называется Хадисом, и оно подкрепляется Иснадом, т.е. ссылкой на непрерывную цепь людей, через которых она передавалась от первоисточника до последнего лица, производящего запись.

По значению и по первоисточникам Хадисы бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. Первоисточниками выступали, разумеется, люди из ближайшего окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн аль-Хаттаб, Осман ибн Аффон, Али ибн Абу Толиб, Аъиша бин Абу Бакр Сиддик, Абу Хурайра, Абдуллах ибн Масъуд и др.

Хадисоведы

Из истории известно, что в период формирования хадисоведения количество хадисов было сравнительно невелико, но постепенно под влиянием жизненной необходимости количество передаваемого материала и число участвующих в этой передаче людей увеличивалось. Поэтому показательным для хадиса считали надежность канала передачи и каждого его звена. То есть, здесь подразумевается безупречный нравственный облик передатчика, позволяющий на него положиться. Именно в зависимости от этого ученые-хадисоведы устанавливали три основных класса хадисов:

  1. Истинные и достоверные – сахих
  2. Хорошие и приемлемые — хасан
  3. Подозрительные и слабые – да’иф («заиф»)

Требования к знатокам хадисов были суровыми и хадисоведы считались наиболее уважаемыми людьми. Наряду со знанием Корана знание хадисов было почетным делом в обществе. Появились специальные школы по изучению хадисов и особые библиотеки, состоящие преимущественно из книг по хадисоведению, предоставляемые к услугам искателей хадисов, т.е. мухаддисов (туллаб ал-хадис).

Во второй половине IX в. были составлены сразу шесть сборников хадисов, которые завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров. Кроме того, было много комментариев к ним.

  1. Первое место среди них принадлежит «Ал-Жомиъ ас-сахих» имама Аль-Бухари.
  2. Второй книгой считается «Ас-сахих» имама Муслима ибн Худжаж Нишапури (817-875 гг.)
  3. «Ас-сунан-ул-кубро» имама Нисоий Ахмада ибн Али (830-915 гг.). Учился у имама Аль-Бухари. Родился в Насо (город в Хорасане между Сарахсом и Мервом). Умер в Дамаске.
  4. «Ас-Сунан» имама Абу Довуд-Сулаймана ибн ал Ашъае (817-889 гг.). У него учился Ат-Термизи. Родился в Сейистане, умер в Басре.
  5. «Ал-жомиъ-ас-сахих» имама Абу Исо Мухаммада ат-Термизи.
  6. «Ас-Сунан» имама ибн Можа Мухаммада Казвини (824-887 гг.). Родился в Казвине (Иран), умер там же.

Хочется отметить еще одного мухаддиса, у которого учились все вышеназванные богословы – это имам Доримий Абдуллах Абу Мухаммад Тамимий Самарканди (797-869 гг.). Родился в Самарканде и умер в Мерве. Известная его книга – «Доримий суннатлари».

Архитектурный ансамбль Имама аль-Бухари был возведен в 1998 г. на месте небольшого комплекса построек XVII в., включавшего мавзолей, мечеть и хауз, обсаженный чинарами. В строительстве 1998 года принимали участие все области Узбекистана и многие мусульманские страны. Ферганские резчики по дереву изготовили колонны, расположенные по периметру двора, розовый мрамор на стенах был привезен из ОАЭ. Мавзолей над могилой аль-Бухари облицован ониксом из Ирана и керамическими облицовками, изготовленными самаркандскими мастерами. Комплекс включает в себя большую мечеть (слева), зал приемов и библиотеку (справа), работает в комплексе небольшое медресе.