СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А. Г. ВАЖЕНИН

ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕСТ80ЗНАНИЮ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионопьного образования

З-е издание, стереотипное

Москва Издательскии центр «Академия-

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

УДК 3(075.32)

Рецензенты:

доктор юридических наук. профессор кафедры методики преподавания общественно-политических дисциплин Московского государственного областного университета Е.А. Певцова;

заведующая днеВНЬПу1 отлелением , преподаватель Государственного образовательного учреждения

среднего профессионального образования «Московский политехнический колледж» Н. Б. Ходакова

Важенин А. г.

8129 Практикум по обществознанию : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Г. Важенин. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.

IS8N 978-5-7695-5266-3

Практикум вместе с учебником ТО/о же автора «Обшсстнознание. состав­ ляет учебный комплект. В нем содержатся задания разного типа - репро­ луктинного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию В

сот ВС гстнии с моральными и ценностными нормами.

Дли с гулсигов образовательных учреждений среднего профсссиональ­ ного обра ювания.

УДК 3(075.32)

Учебное издание Важенин Алексей Геннадьевич

Практикум по обществознанию

Учебное пособие

Рсдактор с.А. Шаренкова. Технический редактор Н. И. Горбачева Компьютерная верстка: Л. М. Беляева

Корректоры В. Н. Рейбекель, О. Н. Тетерина

© Важенин А. г., 2006

© 06разовательно-издательекий центр «Академия.>; 2006

ISBN 978-5-7695-5266-3 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

ВВЕДЕНИЕ

Задания практикума рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материала учебника. Некоторые задания содержат дополнитель­ ную информацию, расширяюшую кругозор учащихся.

Практикум включает в себя различные типы заданий.

Задания на установление соответствия между понятием и опре­ делением. В этих заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с дан­ ным ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду опре­ делений то единственное, которое раскрывает конкретное поня­

Задания на восполнение недостающих признаков понятий. В этих

заданиях из логического ряда исключены некоторые признаки ка­

кого-либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки

понятия, которые приведены в задании.

Задания на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий ма­ териал и на его основе t1справить ошибку.

Задания на заполнение различных таблиц.

Задания на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писа­ телей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно отве­ тить на вопросы, сформулированные в задании..

Задания на составление схем общественных явлений на основе предложенных понятий, взаимосвязь которых необходимо просле­ ДИТЬ по тексту соответствующего параграфа учебника. Схемы мо­ гут быть горизонтальными и вертикальными.

Например:

I Зкономическая I

I Lоциальная I

Политическая

I Духовная

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Потребности

Первичные

Физиологические, потребность в безопасности

Вторичные

Социальные,

престижные,

духовные , I

Задания, связанные с решением правовых ситуаций.

Весь комплекс заданий поможет полнее усвоить материал учеб­ ника по каждой теме и позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания.

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

ГЛАВА i

ОБЩЕСТВО

1. 1. Понятие общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­

Страна - это группа людей, складывающаяся на основе общ­ ности территории, экономических связей, языка, культуры, со­ знания своего внутреннего единства и отличия от подобных обра­ зований.

Государство - это определенная территория, имеющая госу­

дарственную принадлсжность.

Нация - это политическая организация, осуществляющая уп­ равление населением определенной территории.

Брачно-семейные отношения - это отношения в процессе про­ изводства и распределения материальных благ.

Производственные отношения - это отношения между различ­ ными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

Социальные отношения - это отношения, возникающие в про­

цессе управления обществом и борьбы за власть. Аlежнацuоналъные отношения - это система связей, с ПОМОЩЬЮ

которых общество приобретает целостность и устойчивость. Политические отношения - это отношения между представи­

телями разных наций.

Общественные отношения - это личные отношения, связан­ ные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

Задание 2. На основе rv1атериаJrа учебника охарактеризуйте пред-

ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие при­ знаки общества:

браки заключаются между представителями объединения;

пополняется за счет детей представителей этого объедине­

....................................... ,

обладает собственной системой управления;

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, тра­ диции и пр.), которые находят выражение в определенной

культуре.

Популяции муравьев и пчел называют: социальными или общественными животными;

Разновидностями общественных отношений являются:

производственные отношения;

межнациональные отношения;

Структуру общества составляют:

социальные общности;

........................................,

в науке выделяют следующие социальные институты:

политическии;

...................................... ,

духовный.

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже определениях понятия «общество».

Общество - это:

Продукт совместного времяпрепровождения людей.

Обособившийся от природы биологический вид со всей сово­ купностью заранее определенных форм СОВ!\1еСТJ!ОЙ деятельности

Определенная группа людей, объединившихся для совмест­ ного выполнения какой-либо трудовой деятельности.

Продукт материального обмена между людьми, определен­ ная организация их жизни, включающая многообразные эконо­

мические связи и отношения между ними.

Весь процесс исторического развития человечества. Политико-правовая организация данной страны, имеющая

определенную структуру.

Совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на ос­ нове которого строятся их отношения, регулируемые необязатель­ ными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охра­ няемые государственной властью.

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сде­ лайте вывод о взаимодействии общества и человека.

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им

и для него».

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше обще­ ство - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не

поддержал другого».

Л. Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества». Э.ДюркгеЙм: «Общество - это наиболее могущественный фо­

кус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, кото­ рая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

И. Гердер: <,В одиночестве человек - слабое существо, в едине­ нии с другими - сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд

друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают

низко насевшее над ним».

К. Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуще­ ствленный натурализм человека и осуществленный гуманизм при­ роды»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова проти­ вопоставлять "общество" как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллек­ тивного ... является проявлением и утверждением общественной

Л. Фейрбах: «Общение облагораживает и возвышает, в обще­ стве человек невольно, без всякого притворства держит себя ина­

че, чем в одиночестве».

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американ­ ских социологов - Р. миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институ­ ты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования

этих институтов.

«Под институтом Я понимаю общественную форму определен­ ной совокупности социальных ролей. Институты классифициру­ ются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образо­ вательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Ком­ бинация институциональных порядков образует социальную струк­

Общество - это конфигурация институтов, которые при сво­ ем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяй­ ственную деятельность; 2) политический - институты власти;

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Практикум предназначен для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ. Может использоваться совместно с учебником А. Ф. Никитина, Г. И. Грибановой, А. В. Скоробогатько, Д. С. Мартьянова «Обществознание. 10 класс» и другими учебниками, входящими в Федеральный перечень. Пособие включает в себя систему методически отобранных и адаптированных разноуровневых заданий, составленных в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Предисловие.

Курс «Обществознание» призван сформировать у школьников познавательные и практические умения получать и осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать, оценивать полученные данные, решать познавательные задачи, соотносить практические ситуации и примеры с теоретическими положениями. Знания и умения курса помогают школьникам осваивать современный мир, активно участвовать в политической, экономической, социальной деятельности. Представленное вашему вниманию пособие предназначено для практической работы на уроке и дома с материалами курса «Обществознание» в 10 классе. Практикум может использоваться старшеклассниками, изучающими курс по учебнику А. Ф. Никитина и др. «Обществознание. 10 класс» (ООО «ДРОФА») или любому учебнику по обществознанию для 10 класса, входящему в Федеральный перечень учебников.

Предисловие.
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК. ПОЗНАНИЕ.
ГЛАВА II. ОБЩЕСТВО.
ГЛАВА III. КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ, ДУХОВНОСТЬ.
ГЛАВА IV. ПОЛИТИКА.
Ответы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, практикум, 10 класс, Кишенкова О.В., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Повторение и контроль знаний, обществознание, 10-11 классы, интерактивные дидактические материалы, Сорокина Е.Н., 2015
  • Обществознание, 10 класс, технологические карты уроков по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н., Буйволова И.Ю., 2015

Следующие учебники и книги:

Школа-интернат № 53 среднего (полного) общего образования

Рассмотрена на заседании ШМО учителей _________________________________________

Протокол от «____»____________ 2014г. № ___

Руководитель ШМО _____________________

подпись

_________________________________________

расшифровка

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

МАОШ «Школа-интернат № 53»

от «___» ____________2014 г. №___

Согласована на заседании

Методического совета школы

протокол № _____

от «____»_____________2014г.

Рабочая программа

«__ Практикум по обществознанию __»

название учебного курса

для _______ 10-11 _______ класса

Составитель:

__ Трифонова Наталия Викторовна __

ФИО

__ Высшая __ кв. категория

2014 г.

Пояснительная записка

Курс «Практикум по обществознанию» предназначен для учащихся 10-11 классов, готовящихся к Единому государственному экзамену по обществознанию.

Данный курс будет являться для учащихся своего рода «путеводителем» по той работе, с которой им предстоит встретиться на госэкзамене. В центре внимания – методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.

Цель курса: подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание»: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из 3-х частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий.

Основной задачей программы не является систематическое изложение школьного курса обществознания. Программа курса «Практикум по обществознанию» не дублирует учебники обществознания для старшеклассников. Содержание курса, его основные понятия, вопросы, идеи изучаются постольку, поскольку это необходимо для правильного, осознанного выполнения заданий, включенных в экзаменационную работу.

Задачи курса:

Разбор вопросов и решение тренировочных заданий частей А и В ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности по всей линии школьного обществоведческого курса (экономики, социологии, правоведения, политологии, социальной психологии, культурологии, философии);

Выполнения заданий части С, требующей развернутого свободного ответа. Выработка умений использовать соответствующие обществоведческой науке термины и понятия, приводить необходимые аргументы в обосновании своей позиции, делать выводы; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, публицистических);

Знакомство с основными правилами выполнения так называемого альтернативного задания - написания краткого сочинения-эссе на предложенную тему;

Знакомство с требованиями к оформлению ответов в бланке ЕГЭ;

Разбор типичных ошибок при решении заданий.

Программа состоит из семи разделов, рассматривающих все содержательные линии, знание которых проверяется на ЕГЭ по обществознанию. Разделы построены однотипно: общая характеристика содержательной линии сопровождается подробным разбором отдельных видов заданий, сгруппированных по важнейшим вопросам и проблемам (единицам содержания) курса, и завершается тренировочными заданиями с краткими указаниями по их выполнению. Каждая единица содержания рассматривается систематически, выпускникам даются рекомендации по выполнению заданий всех возможных типов, направленных на выявление знаний и умений по данной единице.

Такой подход обеспечивает глубокое усвоение содержания курса в тесной связи с выработкой умений выполнять задания Единого государственного экзамена по обществознанию. Курс позволяет преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, существенно восполнить и научиться применять на практике свои знания.

Программа предусматривает формирование у школьников ОУУН, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

    Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

    Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

    Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

    Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

    Умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

    Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах;

    Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

    Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

    Пользование мультмедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

    Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рабочая программа составлена на основе:

    Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

    Примерной программы по обществознанию (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

    Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09.03.2004.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Лекции

Семинары

Практические работы

Всего часов

1-4

4 (2)

4 (2)

5-11

Раздел 1. Общество

6 (3)

7 (4)

12-18

6 (2)

7 (3)

19-25

6 (2)

7 (3)

26-32

Раздел 4. Познание

6 (2)

7 (3)

33-39

6 (2)

7 (3)

40-45

Раздел 6.

5 (2)

6 (3)

46-52

Раздел 7. Политика

6 (3)

7 (4)

53-59

Раздел 8. Право

6 (3)

7 (4)

60-67

Тренировочное тестирование

8 (4)

8 (4)

Итоговое занятие

ВСЕГО

4

9

55

68 (34)

68 ЧАСОВ – В РАСЧЕТЕ НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ В 10-11 КЛАССЕ

34 ЧАСА – В РАСЧЕТЕ НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ В 11 КЛАССЕ

Основное содержание программы

Общество

Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.

Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность. Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.

Познание

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.

Духовная жизнь общества

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Экономическая сфера жизни общества

Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Нации Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Семья как социальный институт. Семья и брак.

Политика и право

Понятие власти. Государство как главный институт политической власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Политический процесс. Избирательные системы. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ур.

Тема урока

Дата планируемая

Дата фактическая

Формы и методы контроля

Использование УМК/ИКТ

1-4

Введение в предмет. Критерии и формы оценки ЕГЭ

1-4 неделя сентября

Конспект

Бланк ответов.

Инструкция по выполнению работ.

Критерии оценок

Раздел 1. Общество

Общество и общественные отношения

1 неделя октября

Составление тезисов по теме.

Учебник.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

2 неделя октября

7-8

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

3-4 неделя октября

9-11

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

2-4 неделя ноября

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества

5 неделя ноября

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя декабря

14-15

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя декабря

16-18

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

4 неделя декабря

3-4 неделя января

Раздел 3. Человек и деятельность

Человек. Деятельность

5 неделя января

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя февраля

21-22

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя февраля

23-25

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

4 неделя февраля

1-2 неделя марта

Раздел 4. Познание

Познание. Истина и критерии

3 неделя марта

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя апреля

28-29

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя апреля

30-32

Разбор задание ЕГЭ (часть С)

4 неделя апреля

1-2 неделя мая

Раздел 5. Социальные отношения

Социальные отношения

3 неделя мая

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

4 неделя мая

35-36

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

1-2 неделя сентября

37-39

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

3-4 неделя сентября

1 неделя октября

Раздел. 6. Экономическая сфера жизни общества

Экономическая сфера жизни общества

2 неделя октября

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

3 неделя октября

42-43

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

4 неделя октября

2 неделя ноября

44-45

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

3-4 неделя ноября

Раздел 7. Политика

Политика и власть

5 неделя ноября

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя декабря

48-49

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя декабря

50-52

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

4 неделя декабря

3-4 неделя января

Раздел 8. Право

Право

5 неделя января

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя февраля

55-56

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя февраля

57-59

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

3-4 неделя февраля

1 неделя марта

60-63

Контрольное тестирование

2-3 неделя марта

1-2 неделя апреля

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

64-67

Контрольное тестирование

3-4 неделя апреля

1-2 неделя мая

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Тренировочные задания в формате ЕГЭ

68

Итоговое занятие

3 неделя мая

Обобщение

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

    биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

    тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

    необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

    особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

    характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

    анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

    объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

    осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

    оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

    формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

    применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

    совершенствования собственной познавательной деятельности;

    критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

    решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

    ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

    предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

    оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

    реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

    осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Количество заданий

Max балл

% max первичного балла

Часть А

20

20

33,9

Часть В

8

13

22,0

Часть С

9

26

44,1

Всего

37

59

100

С6


Баллы

Приведены три направления и иллюстрирующие их примеры.

3

Приведены два направления и иллюстрирующие их примеры ИЛИ три направления, но среди приведенных трех примеров один некорректный.

2

Приведено одно направление и иллюстрирующий его пример ИЛИ два направления, но среди двух приведенных примеров один некорректный ИЛИ приведено одно направление, но верно приведены два примера.

1

Приведено одно направление без примера, ИЛИ направление приведено неявно, но приведен один пример ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

С7


Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильно сформулировано понимание слов автора, приведены три аргумента.

3

Правильно сформулировано понимание слов автора, приведены два аргумента ИЛИ

понимание слов автора сформулировано неявно, но приведены три аргумента

2

Правильно сформулировано понимание слов автора, приведен один аргумент ИЛИ понимание слов автора сформулировано неявно, но приведены два аргумента

1

Правильно сформулировано понимание слов автора ИЛИ приведен один аргумент ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С8

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

С9

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника

1

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.

0

К3

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.

3

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации

2

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

1

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

0

Максимальный балл

5

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Информационно - коммуникативные средства:

    Обществознание. Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ. 2012 год (CD )

    Обществознание. Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ (CD )

    Тренировочные задания по обществознанию. Задание С8: составление сложного плана (CD )

    Презентации к урокам

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2010.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Технические средства обучения

    Телевизор

    Мультимедийный компьютер

    Мультимедийный проектор

    Экран проекционный

Учебно – практическое оборудование

    Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

    Штатив для таблиц

    Шкаф для хранения учебных материалов и таблиц

Специализированная учебная мебель

    Компьютерный стол

Урок предназначен для учащихся 10-11 классов. На уроке используются различные виды и приемы учебной деятельности, направленные на подготовку к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся совершенствуют общеучебные умения и навыки, способствующие успешной подготовке к ЕГЭ, развивают умения применять в социальной практике полученные на учебных занятиях знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум по обществознанию в 10 классе

Тема: Решение заданий с развернутым ответом при подготовке к ГИА

Цели:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
  • развитие умений применять в социальной практике полученные на учебных занятиях знания.

Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование мотивированности и направленности на активное участие в будущем в общественной жизни;
  • Формирование ценностных ориентиров учащихся.

Метапредметные: Развитие умений:

  • сознательно организовать свою познавательную деятельность
  • объяснять явления и процессы социальной действительности
  • выполнять познавательные и практические задания
  • работать в парах, уметь договариваться
  • развитие способностей анализировать реальные социальные ситуации

Предметные:

  • Актуализация знаний учащихся о политико-правовой сфере жизни общества.

Тип урока: урок-практикум

Формы урока: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование:

  1. Раздаточный материал: текст с заданиями, памятки
  2. Справочники по обществознанию по подготовке к ЕГЭ, словари.
  3. Конституция РФ.
  4. Компьютер, проектор, экран

План:

  1. Решение познавательной задачи (зад. 27).
  1. Организационный этап. Организованное начало урока.
  2. Мотивационно-целевой этап.

Сегодня мы с вами проведем практическое занятие, которое поможет вам сделать еще один шаг к успешной сдаче экзамена по обществознанию.

Умения и навыки, формируемые на таких практических занятиях, пригодятся не только на экзамене по обществознанию, но и по другим предметам.

На уроках мы уже неоднократно решали задания базового и повышенного уровня сложности: находили обобщающее понятие, исключали два «лишних» понятия, находили пропущенное слово, устанавливали соответствие между различными понятиями и примерами, находили верные суждения, верные выводы, общие черты каких-либо явлений и процессов, определяли, какие положения текста имеют фактический характер, характер оценочных суждений, характер теоретических утверждений, заполняли пропущенные слова в тексте.

Сегодня мы перейдем к решению заданий высокого уровня сложности.

  1. Решение составных заданий на анализ и интерпретацию источника (зад. 21-24).

Вторая часть экзаменационной работы начинается с текста, к которому даны четыре вопроса-задания разной степени сложности. Они проверяют умение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по определенным темам. Тексты могут быть разными – правовыми, публицистическими, научно-популярными, художественными.

  • Ознакомление с текстом (текст в раздаточном материале и на слайде)

С какой содержательной линией связан текст? («Общество», «Человек», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества», Социальные отношения», «Политика», «Право »)

О чем данный текст? (О нормах права, о праве в системе социальных норм)

Какова его основная идея? (Правовые нормы регулируют общественные отношения во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами, хотя и имеют свои особенности регулирования)

Переходим к вопросам. Отвечать на предложенные вопросы нужно по порядку, т.к. они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному».

  • Выполнение заданий (устно, форма работы – фронтальная)
  • Памятка
  1. Решение задания на определение смысла понятия и его применение в заданном контексте (зад. 25).

Задание:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.

Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте), явлении.

Алгоритм выполнения задания:

  • сначала определим смысл понятия «конституционный строй»

Строй – определенное устройство общества, система общественных отношений (например, первобытный строй, рабовладельческий строй и т.д.)

Конституционный строй – это система общественных отношений (экономических, социальных, политических), отражающих порядок, сложившийся в государстве и закрепленный в его Конституции , т.е. это способ организации государства.

  • проверка по справочнику

«Конституционный строй – система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией».

  • далее требуется составить два предложения: одно с информацией о разделении властей в РФ, другое – раскрывающее принцип идеологического многообразия, действующий в России. Следует обратить внимание на то, что при составлении предложений необходимо избегать «пустых» предложений и неинформативных суждений.
  • сначала вспомним принцип разделения властей
  • повторив теорию, теперь составим предложение:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

  • далее следует вспомнить понятие идеологии

Идеология - это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые выражают интересы классов, партий, групп.

Т.е. идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных идей и взглядов, а также установление запрета на признание какой-либо идеологии государственной или обязательной.

  • теперь составляем второе предложение. В предложении обязательно должно прозвучать словосочетание «принцип идеологического многообразия»

«Принцип идеологического многообразия, действующий в РФ, устанавливает запрет на признание какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной».

Критерии оценивания:

За полное и правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла. Особенность: если смысл понятия не раскрыт или раскрыт неверно, выставляется 0 баллов, даже если выпускник составил верные предложения в этим понятием.

  • памятка
  1. Решение задания на конкретизацию (зад. 26).

Конкретизация – придание конкретного выражения определенному положению (понятию), его уточнение, более определенное, наглядное раскрытие. Средством конкретизации становятся примеры.

Под примерами понимаются показательные конкретные случаи, факты, социальные явления. Пространство, из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность, реальные события и смоделированные ситуации.

Задание:

Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

Формулировка задания предполагает, что выпускник должен назвать три органа высшей государственной власти в РФ (не ветвей гос. власти, а названия конкретных органов власти) и указать по одному полномочию каждого органа. Источник информации для выполнения задания – Конституция РФ, главы 4-7.

Ответ может выглядеть следующим образом:

  1. Федеральное Собрание РФ – принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ
  2. Правительство РФ – разработка и исполнение бюджета, управление федеральной собственностью
  3. Верховный Суд РФ – осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции, рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции, разъяснения по вопросам судебной практики

Могут быть также указаны Конституционный Суд РФ, Президент РФ.

Выполнение заданий на конкретизацию не допускает спешки, небрежности в формулировках. Особенно это важно, когда речь идет о положениях, зафиксированных в Конституции РФ и касающихся полномочий органов государственной власти в стране.

  1. Решение познавательной задачи (зад. 27)

В познавательной задаче представлена социальная ситуация. Познавательные задачи могут быть экономическими, правовыми.

Задание:

Граждане РФ Марианна и Аркадий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о разделении домашних обязанностей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта.

О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу?

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) два пункта:

– о разделении домашних бытовых обязанностей;

– об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России;

2) объяснение, например: брачный договор в РФ регулирует только имущественные отношения супругов;

3) ответ на третий вопрос: государственная регистрация брака.

  1. Решение задания на составление сложного плана развернутого ответа (зад. 28)

Задание:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При выполнении этого задания вам пригодится умение составлять кластеры.

Формулировки пунктов и подпунктов плана могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

При составлении плана вы можете воспользоваться универсальным алгоритмом :

  1. Понятие, сущность …
  2. Характерные черты, основные принципы…
  3. Специфические признаки …
  4. Важнейшие задачи, основные функции…
  5. Формы, виды, типы, классификации …
  6. Структура …
  7. Основные этапы, стадии развития …
  8. Особенности развития ….
  9. Тенденции развития … в современном мире, в РФ
  10. Значение …. в развитии общества, личности

Вариант плана:

1. Понятие системы права

2. Источники права:

а) правовой обычай

б) судебный прецедент

в) нормативно-правовой акт

г) нормативный договор

3. Структурные элементы системы права:

а) Норма права и ее структура

б) Институты права

в) Отрасли права

4. Деление системы права:

а) публичное право (конституционное, уголовное, административное и т.д.)

б) частное право (гражданское, семейное)

5. Основные принципы системы российского права

6. Основные тенденции развития системы российского права

  1. Рефлексия (Три «М»)

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

  1. Дом. задание:
  • творческое задание:

Составить задание на определение смысла понятия (задание 25):

«Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие … ?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию...,

и одно предложение, раскрывающее...»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Решение заданий с развернутым ответом при подготовке к государственной итоговой аттестации по обществознанию

Цель урока: совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ

Решение составных заданий на анализ и интерпретацию источника (задания 21-24) Умение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по определенным темам

В реальной жизни нормы права существуют и опосредуют различные общественные отношения по общему правилу не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами. При этом, когда в качестве регулятивных средств рассматриваются исключительно нормы права и иные юридические феномены, то исследователи в этих случаях обычно говорят о механизме правового регулирования. Во всех же остальных случаях, когда правовые средства регулирования общественных отношений дополняются иными, неправовыми социальными средствами, имеется в виду механизм социального регулирования… Многообразие отношений, существующих в обществе, порождает соответственно многообразие опосредующих их социальных норм. Причём речь идёт о многообразии не только правовых, но и неправовых социальных норм. Это прежде всего нормы морали, или нравственности. Это и обычаи (неправовые), и традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах, принимаемых различными партийными и общественными органами и организациями. Нормы права (например, конституционного, административного, гражданского) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, всё же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений: межличностные, межгрупповые и др. Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них, нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами… В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причём эти меры далеко не всегда строго определены. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде общественного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и проч. Однако на первом плане стоят, имеют решающее значение всё же меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер.

Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм? Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример. В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.) Вопросы-задания к тексту

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» и определите его основную идею. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, т.к. они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Отвечайте точно на поставленный вопрос. Избегайте неполных ответов. Не упустите из виду указание на то, что должно быть положено в основу ответа: авторский текст, жизненный опыт или материал, изученный в курсе. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами (событиями, процессами, проявлениями, тенденциями). Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы. Памятка

Решение задания на определение смысла понятия и его применение в заданном контексте (задание 25) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия. Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте) , явлении.

При чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать. Не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку) Необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты. За полное и правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла. Если выпускник только правильно раскрывает смысл понятия, то такой ответ оценивается 1 баллом. При неверном раскрытии смысла понятия (или если смысл понятия не раскрыт) ответ оценивается 0 баллов при любом количестве других элементов ответа. Памятка

Решение задания на конкретизацию (задание 26) Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа. Конкретизация – придание конкретного выражения определенному положению (понятию), его уточнение, более определенное, наглядное раскрытие. Примеры – показательные конкретные случаи, факты, социальные явления.

Решение познавательной задачи (задание 27) Граждане РФ Марианна и Аркадий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о разделении домашних обязанностей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу?

Решение задания на составление сложного плана развернутого ответа (задание 28) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Универсальный алгоритм Понятие, сущность … Характерные черты, основные принципы… Специфические признаки … Важнейшие задачи, основные функции… Формы, виды, типы, классификации … Структура … Основные этапы, стадии развития … Особенности развития …. Тенденции развития … в современном мире, в РФ Значение …. в развитии общества, личности

Вариант плана 1. Понятие системы права 2. Источники права: а) правовой обычай б) судебный прецедент в) нормативно-правовой акт г) нормативный договор 3. Структурные элементы системы права: а) норма права и ее структура б) институты права в) отрасли права 4. Деление системы права: а) публичное право (конституционное, уголовное, административное и т.д.) б) частное право (гражданское, семейное) 5. Основные принципы системы российского права 6. Основные тенденции развития системы российского права

Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. Разделите его на части по смыслу и озаглавьте их. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? Памятка

Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока Предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке

Домашнее задание Составить задание на определение смысла понятия (задание 25): «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие … ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию..., и одно предложение, раскрывающее...»

Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию.

Памятка для экзаменуемых

К заданиям 21-24 (анализ текста)

  1. Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в самом тексте.
  2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией он связан («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Политика» и «Право»). Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
  3. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» и определите его основную идею.
  4. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, т.к. они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
  5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить каждое задание полностью.
  6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
  7. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
  8. Не упустите из виду указание на то, что должно быть положено в основу ответа: авторский текст, жизненный опыт или материал, изученный в курсе.
  9. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
  10. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
  11. Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами (событиями, процессами, проявлениями, тенденциями). Помните, что при конкретизации ответа можно прибегать к примерам из истории и художественных произведений (литературы, кинофильмов и т.п.)
  12. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.

К заданию 25 (раскрытие смысла понятия и составление предложений)

  1. При чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать (предложение с раскрытием смысла понятия и составление двух предложений с использованием этого понятия в заданном контексте)
  2. Не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку, поскольку система оценивания этого задания предусматривает снижение балла при наличии в ответе ошибок наряду с верными позициями)
  3. Необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты.
  4. За полное и правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла.
  5. Если выпускник только правильно раскрывает смысл понятия, то такой ответ оценивается 1 баллом. При неверном раскрытии смысла понятия (или если смысл понятия не раскрыт) ответ оценивается 0 баллов при любом количестве других элементов ответа.

К заданию 26

  1. В качестве примеров могут быть использованы факты прошлого и современности, отдельные случаи, почерпнутые из собственного опыта или известные широко, реальные события или смоделированные ситуации. Также могут использоваться примеры из школьного курса литературы, истории, экономической географии, окружающей современной жизни, СМИ.
  2. Желательно не приводить примеры, почерпнутые из одного источника.

К заданию 27 (познавательная задача)

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
  2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
  1. определите, какая полезная информация содержится в условии
  2. подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения)
  1. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:
  1. выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи
  2. сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить
  3. соотнесите эту информацию с условием задачи
  1. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
  2. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
  3. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
  1. соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи
  2. если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них
  3. нет ли противоречий между вашими аргументами
  4. нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению
  5. можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным
  1. Запишите ответ.

К заданию 28 (составление сложного плана)

  1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы.
  2. Разделите его на части по смыслу и озаглавьте их.
  3. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.
  4. Проанализируйте полученный план:

А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем?

Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?

Предварительный просмотр:

(М.Н. Марченко)

В реальной жизни нормы права существуют и опосредуют различные общественные отношения по общему правилу не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами.

При этом, когда в качестве регулятивных средств рассматриваются исключительно нормы права и иные юридические феномены, то исследователи в этих случаях обычно говорят о механизме правового регулирования. Во всех же остальных случаях, когда правовые средства регулирования общественных отношений дополняются иными, неправовыми социальными средствами, имеется в виду механизм социального регулирования…

Многообразие отношений, существующих в обществе, порождает соответственно многообразие опосредующих их социальных норм. Причём речь идёт о многообразии не только правовых, но и неправовых социальных норм. Это прежде всего нормы морали, или нравственности. Это и обычаи (неправовые), и традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах, принимаемых различными партийными и общественными органами и организациями.

Нормы права (например, конституционного, административного, гражданского) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, всё же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений: межличностные, межгрупповые и др.

Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них, нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами…

В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причём эти меры далеко не всегда строго определены. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде общественного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и проч. Однако на первом плане стоят, имеют решающее значение всё же меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер.

(М.Н. Марченко)

  1. Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм?
  2. Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте.
  3. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример.
  4. В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.)
  1. Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм?

Баллы

1) два механизма (ответ на первый вопрос): механизм правового регулирования и механизм социального регулирования;

2) ответ на второй вопрос, например: причина многообразия социальных норм – в многообразии общественных отношений.

(Ответ на второй вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основного содержания соответствующего фрагмента текста.)

Правильно названы два механизма, дан ответ на второй вопрос

Правильно назван один механизм, дан ответ на второй вопрос.

ИЛИ Правильно названы только два механизма.

ИЛИ Правильно назван только один механизм

Правильно дан только ответ на второй вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

  1. Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) три особенности по тексту:

– нормы права закрепляют основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения;

– нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами;

– когда нарушаются нормы права, имеют решающее значение меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер;

(Особенности по тексту могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) одна особенность не по тексту, например: нормы права имеют общеобязательный характер.

(Может быть указана другая особенность не по тексту.)

Правильно названы три особенности по тексту и одна не по тексту

Правильно названы любые две-три особенности

Правильно названа одна любая особенность.

ИЛИ Ответ неправильный

  1. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны отрасли права и приведены соответствующие примеры норм:

1) конституционное право, допустим: в Конституции РФ записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

2) административное право, допустим: курение в общественных местах запрещено; гражданин В. был оштрафован за превышение установленной скорости движения при управлении автотранспортным средством;

3) гражданское право, допустим: Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; Правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Могут быть приведены другие примеры норм каждой из названных отраслей права.

Примеры без указания / с неверным указанием отрасли права не засчитываются при оценивании

Правильно приведено по одному примеру норм трёх отраслей права (при указании соответствующих отраслей права)

Правильно приведено по одному примеру норм двух отраслей права (при указании соответствующих отраслей права)

Правильно приведён пример нормы одной отрасли права (при указании соответствующих отраслей права)

Приведено любое количество примеров норм без указания /с неверным указанием соответствующих(-ей) отраслей(-и) права.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.)

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) пример (модель) ситуации , допустим: предприниматель К., зная трудную жизненную ситуацию 16-летнего Андрея В. (родители-алкоголики, трое младших братьев), принял его на работу без обязательного медицинского обследования и разрешил ему задерживаться на сверхурочную работу после 22 часов. Предприниматель был привлечён к юридической ответственности за нарушение норм трудового законодательства (Андрей В. продолжил работать с соблюдением норм, регулирующих труд несовершеннолетнего работника, но заработки его существенно сократились), с моральной точки зрения действия предпринимателя могли быть оправданы как помощь человеку в тяжёлой жизненной ситуации;

(Может быть смоделирована другая ситуация.)

2) два объяснения, например: опасность подобной ситуации состоит в том, что:

– у граждан (в нашем примере у предпринимателя, Андрея В., их окружения) может сложиться установка, что в определённых ситуациях можно нарушать закон; в целом это негативно сказывается на правосознании граждан;

– соблюдение законов гарантирует стабильность сложившихся общественных отношений, нарушение законов даже во имя благой цели постепенно может привести к дестабилизации общественного порядка.

(Могут быть даны другие объяснения.)

Смоделирована ситуация, даны два объяснения

Смоделирована ситуация, дано одно объяснение

Только смоделирована ситуация

Ситуация не смоделирована (смоделирована некорректно) независимо от наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный