Электромонтажными работами (ЭМР) называют производственные операции, выполняемые в цехе и на судне, по подготовке, монтажу и испытаниям в действии электрооборудования и судовых кабелей.

Рис. 1 Крепление в кассетах пучков магистральных кабелей по борту машинного отделения

ЭМР производят региональные электромонтажные предприятия (ЭМП). Как правило, на каждом судостроительном предприятии рас­положен электромонтажный цех ЭМП, выполняющий ЭМР.

Под электрооборудованием в ЭМР понимают совокупность:

  • Гене­рирующих;
  • Потребляющих и преобразующих электрическую энергию устройств;
  • А также радиоэлектронные;
  • Навигационные;
  • Автоматического управления системы;
  • Системы связи и другие подобные.

Иными слова­ми, любое устройство, прибор, изделие, к которым подключают кабе­ли, входит в понятие «электрооборудование судна».


Рис. 2 Подвески для установки электрооборудования
а - Г-образная подвеска;
б - П-образная подвеска

Технологический цикл ЭМР проходит в несколько этапов, продолжи­тельность и объем которых тесно связан с готовностью корпуса судна и ею определяется.

Этапы включают:

  • Подготовительные работы в цехе;
  • До и послеизоляционные подготовительные работы на судне;
  • Монтаж элек­трооборудования;
  • Монтаж кабелей;
  • Регулировочно-сдаточные работы.

Проектирование технологии ЭМР состоит в:

  • Разработке организа­ционно-технологических методов их проведения;
  • Способе проверки;
  • Настройке;
  • Регулировке электрооборудования и кабельной сети;
  • Сдаче заказчику.

В зависимости от способа формирования корпуса судна содержа­ние каждого этапа ЭМР может быть различным, его организация и про­должительность также могут отличаться.

Практическое распространение получили методы организации элек­тромонтажных и настроечно-сдаточных работ:

  • Параллельный;
  • Автономно-районный;
  • Агрегатно-блочный.

Технологические этапы ЭМР предусматривают:

  • Подготовительные работы в цехе по подбору электрооборудова­ния по технологическим комплектам и бригадным участкам, а также заготовку на технологических барабанах мерных отрезков кабелей, в це­хе изготавливают электромонтажные узлы и заготовки, осуществляют предмонтажную подготовку электрооборудования, которая включает расконсервацию оборудования, поступившего с завода-изготовнтеля, демонтаж (для хранения на межоперационный период) хрупких и бью­щихся его частей, зачистку мест заземления оборудования, установку амортизаторов и перемычек заземления, технологическую комплектацию электрооборудования по помещениям и бригадным участкам;
  • До изоляционные подготовительные работы на судне включают разметку (трасс) и установку креплений электрооборудования и кабелей;
  • Послеизоляционные подготовительные работы предусматривают подготовку помещений судна к электромонтажным работам и монтаж части электрооборудования;
  • Монтаж кабелей состоит в затяжке, укладке и креплении кабе­лей, вводу их в электрооборудование, в уплотнении мест прохода кабе­лей через палубы и переборки, заземлении металлических оболочек кабелей и корпусов электрооборудования;
  • При монтаже электрооборудования осуществляют контактные и защитные оконцевания жил кабелей, их маркировку и подключение к электрооборудованию, на этом этапе производят также монтаж разъем­ных частей электрических соединителей;
  • Регулировочно-сдаточные работы включают опробование элект­рооборудования в действии, сдачу его заказчику в ходе швартовных, ходовых и государственных испытаний.

Параллельный метод организации ЭМР применяют при суммарной длине прокладываемого кабеля до 100 км, когда под электромонтаж может быть сдан целый корпус судна. Параллельный метод основан на одновременном выполнении работ по затягиванию и подсоединению к оборудованию кабелей во всех подготовленных к монтажу помеще­ниях судна с прокладкой каждого кабеля без промежуточной бухтовки. В первую очередь затягиваются магистральные кабели, затем мест­ные. Настроечно-сдаточные работы выполняют в целом корпусе судна (частично их могут осуществить на стендах). Параллельный метод по­зволяет провести монтаж электрооборудования в сжатые сроки, но тре­бует сдачи судна под электромонтаж в один этап. При этом необходимо привлечение большого количества электромонтажников, единовремен­но работающих на судне.

Рис. 3 Свободная установка электрооборудования
а - на кронштейне;
б - на каркасе

Автономно-районный метод организации применяют при секцион­ном и блочном способах формирования корпуса судна и при суммарной длине прокладываемых кабелей свыше 100 км. ЭМР ведут в строительных районах, «островах» или блоках с представлением под электромон­таж автономно-монтажных районов независимо от готовности других районов судна. ЭМР выполняют на два этапа — по готовым районам, а затем и в целом корпусе. В каждом районе работы начинают с затяжки внутрирайонных кабелей.

Первоочередность затяжки зависит от:

  • Соот­ношения количества местных и магистральных кабелей в каждом из ав­тономно-монтажных районов;
  • Наличия критических участков, находя­щихся на критическом пути графика постройки судна, и сложных электромонтажных узлов (с которых начинается электромонтаж);
  • Рас­положения кабелей в узлах крепления и у оборудования;
  • Конструктив­ных особенностей кабелей.

Межрайонные магистральные кабели про­кладывают в несколько этапов по основным направлениям затяжки кабелей и, как правило, без промежуточных бухтовок. Автономно-районный метод обеспечивает высокий ритм и широкий фронт работ. Элек­трооборудование при проектировании судна размешают но возможнос­ти так, чтобы минимизировать количество кабельных связей между автономно-монтажными районами. Электрооборудование, к которому подсоединяется значительное количество магистральных кабелей, по возможности располагают в районах прохождения основных магистраль­ных трасс или в помещениях, прилегающих к ним.

Для проведения на­строечно-сдаточных работ в автономно-монтажных районах или в их группах до окончания электромонтажа по судну в целом электроэнерге­тическая система должна получать временное питание от береговой сети. В случае необходимости применяют временные щиты питания и пере­ключатели, удовлетворяющие требованиям техники безопасности про­ведения настроечно-сдаточных работ.


Рис. 4 Монтаж пульта управления судном (ПУС)

Для подачи электроэнергии с берега на судно в процессе его пост­ройки целесообразно выделять в отдельный этап «участок-схему» ге­нерирования электрической системы (ГРЩ), распределительные щиты, кабельные связи. ЭМР «участка» должны быть выполнены на раннем этапе без ожидания подготовки других помещений судна под электро­монтаж.

Агрегатно-блочный метод организации целесообразен при блочно-модульном способе формирования корпуса. Выполнение ЭМР тогда возможно вне стапеля, а массовые и трудоемкие производственные процессы и технологические операции в цехах, на участках и на рабо­чих местах могут быть механизированы. Если в цеховых условиях бу­дут использовать ту же технологию и те же технические средства, что и на судне (без специализации работ и применения цеховых средств механизации), то сам по себе перенос основного объема работ с судна в цех не даст снижения трудоемкости. Зато происходит сокращение ста­пельного периода постройки и улучшение условий труда, а эффект от сокращения стапельного периода превосходит эффект от сокращения трудоемкости ЭМР.

Для электромонтажного предприятия применение агрегатно-блоч­ного метода также дает эффект, так как происходит рост производи­тельности труда, улучшение условий труда и повышение качества ра­бот. Более равномерно распределяется занятость электромонтажни­ков и сглаживаются пиковые загрузки на завершающих этапах пост­ройки судна.

Рис. 5 Монтаж главного распределительного щита ГРЩ 380 В

При традиционной технологии постройки судов подсоединение электрооборудования к кабельной сети производят только в условиях судна. При блочно-модульной постройке судов возможен перенос час­ти или полного объема ЭМР в цеховые условия.

При организации ЭМР суда разбивают на электромонтажные райо­ны, территориально и по объему работ соответствующие бригадному участку. Районы характеризуются относительной функциональной автономностью размещенного электрооборудования и изолированностью корпусной конструкции. Разбивку на районы производят как по территориальному, так и по схемному признакам.

В качестве примера рай­онов, образованных по территориальному признаку, можно привести:

  • Машинно-котельные отделения малых и средних судов;
  • Отдельные плат­формы этих отделений на крупных судах;
  • Румпельное отделение;
  • Груп­пы вспомогательных и бытовых помещений (каюты, санузлы, пи­щеблоки);
  • Отдельные палубы надстроек и мачты.

Примером районов, образованных по схемному признаку, могут служить специ­альные посты (в частности, посты управления). Для каждого электро­монтажного района комплектуют рабочие чертежи, необходимые для установки электрооборудования и прокладки кабелей.

Порядок выполнения электромонтажных и регулировочно-сдаточ­ных работ на судне определяется технологическим планом, который должен обеспечивать:

  • Выполнение ЭМР в соответствии со сроками строительства суд­на без помех работам по корпусно-механической части;
  • Первоочередной монтаж объектов, расположенных на критичес­ких путях, а также электросистем, обеспечивающих безопасность суд­на на плаву;
  • Максимально возможную равномерность загрузки электромонтаж­ного цеха в течение всего цикла электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ.

Разработку технологического плана ЭМР производят на стадиях эскизного и технического проектирования судна. Далее план уточня­ют и детализируют при разработке рабочего проекта ЭМР головного и серийных судов.


Рис. 6 Монтаж главного распределительного щита РЩ 24 В

Основные этапы составления технологического плана предусмат­ривают:

  • Изучение проекта электротехнической части судна и технологии его постройки, анализ особенностей монтажа и сдачи электрооборудо­вания с учетом возможностей ЭМП;
  • Выбор метода организации электромонтажных работ на судне;
  • Определение участков монтажа (при параллельной организации работ целый корпус, при автономно-районной — автономно-монтаж­ные районы и целый корпус, при агрегатно-блочной — сборочные еди­ницы, автономно-монтажные районы и целый корпус);
  • Определение технологической трудоемкости подготовительных работ в цехе и на судне, ЭМР, регулировочно-сдаточных работ;
  • Расчет технологической обитаемости участков монтажа, т. е. до­пустимое число рабочих в отсеке при ЭМР;
  • Определение продолжительности выполнения ЭМР, а по техно­логическому и сетевому графикам постройки судна определяют их тре­буемую продолжительность;
  • Разработку принципиального технологического графика выпол­нения ЭМР и графика контрагентских поставок оборудования;
  • Разработку основных положений организации подготовки и вы­полнения ЭМР.

При наличии полной информации о судне на этапе рабочего проек­тирования весь объем работ, выполняемых ЭМП, разбивают на техно­логические комплекты.

Электричество давно стало для людей привычным благом, ежедневно используемым в быту, на производстве и в других сферах деятельности. Но мы редко задумываемся о том, какое сложное оборудование обеспечивает электроснабжение объектов. А ведь включение привычных электроприборов и простое загорание лампочки было бы невозможным без труда специалистов, которые обеспечивают надежную и безопасную работу электроустановок.

Заказать монтаж

Цена ошибки при установке электрооборудования

Для безопасного и экономичного использования электрооборудования на протяжении длительного времени необходимо обеспечить его правильный монтаж. Если же установка электрооборудования производится с нарушениями, без грамотного расчета и с неправильным подключением приборов, такая беспечность часто приводит к авариям. Чтобы не допустить печальных последствий, необходимо поручить все работы по монтажу электроустановок проверенным специалистам, профессионалам в своем деле.

Электричество никогда не прощает беспечности. В частности, на фото представлен типичный пример нарушений при установке электрооборудования и их последствий.

В данном случае к возгоранию привели:

  1. неверный выбор номинала защиты электропроводки от перегрузки и короткого замыкания;
  2. плохое поджатие контакта.

Консультация инженера

Стоимость установки электрооборудования

Цены на монтаж электроустановок и электротехнического оборудования зависят от особенностей самого оборудования и требований, выдвигаемых к его эксплуатации. С возрастанием уровня сложности и стоимости агрегата увеличивается и цена его установки или ремонта. Чтобы сэкономить средства и при этом обеспечить все условия для стабильной работы оборудования, нужно воспользоваться помощью профессионалов, которые учтут все факторы, важные для монтажа и последующей эксплуатации электроустановок.

Профессионально установленное оборудование не только эстетично выглядит, но и максимально безопасно в эксплуатации, поскольку позволяет точно и оперативно выявлять неполадки в ходе использования электроустановок и незамедлительно устранять их.

Минимальная стоимость установки электрооборудования в нашей компании составляет 9800 рублей.

Один из результатов грамотной сборки и установки электрических щитов станций управления вы видите на фото.

Зачем нужна проверка электроустановок?

Кроме корректной установки электрооборудования, важно позаботиться и о проверке всех его параметров - для подтверждения правильности выбранных решений. Эти функции выполняют пусконаладочные работы, в ходе которых производится полная проверка электроустановок на соответствие нормам безопасности и заявленным параметрам. Такую работу выполняют специалисты высокой квалификации, способные сделать верные выводы и устранить обнаруженные несоответствия.

В ходе эксплуатации электрооборудование изнашивается, в результате чего повышается риск его поломки и поражения людей электрическим током. Периодические проверки электроустановок помогают отслеживать износ оборудования и не допускать аварийных ситуаций, остановки производства, огромных затрат на восстановление вышедшего из строя оборудования и уплату штрафов.

Электролаборатория «ПрофЭнергия» оказывает профессиональные услуги по установке электрооборудования, а также по проверке вводимых в эксплуатацию и используемых электроустановок на соответствие действующих нормам и правилам.

Экономить на периодической проверке электроустановок опасно и невыгодно, ведь затраты на устранение последствий аварии гораздо выше, чем стоимость услуг по выявлению дефектов оборудования.

Страница 1 из 4

Подготовка монтажа.

На каждый объект строительства разрабатывают проектно-сметную документацию, в соответствии с которой выполняют строительные работы по монтажу технологического, санитарно-технического, электротехнического оборудования, автоматики, связи и др.
Рабочие чертежи при строительстве промышленных предприятий состоят из комплектов архитектурно-строительных, санитарно-технических, электротехнических и технологических чертежей.
Комплект электротехнических рабочих чертежей содержит документацию, необходимую для монтажа внешних и внутренних электрических сетей, подстанций и других устройств электроснабжения, силового и осветительного электрооборудования. При приемке рабочей документации к производству работ обязательно проверяется учет в ней требований индустриализации монтажа электротехнических устройств, а также механизации работ по прокладке кабелей, такелажу узлов и блоков электрооборудования и их установке.
Непосредственно на месте установки оборудования и прокладки электросетей в цехах, зданиях (в монтажной зоне) монтажные работы должны сводится к установке крупных блоков электротехнических устройств, сборке их узлов и прокладке сетей.
В соответствии с этим рабочие чертежи комплектуют по их назначению: для заготовительных работ, т. е. для заказа блоков и узлов на предприятиях или на сборочно-комплектовочных предприятиях монтажных организациях и в мастерских электромонтажных заготовок (МЭЗ), и для монтажа электротехнических устройств в монтажной зоне.
В проектах предусматривается максимальное исключение дыропробивных работ на месте монтажа.
Для монтажа силового электрооборудования разрабатывают поэтажные планы зданий и цехов с указанием и координацией на них трасс прокладки питающих и распределительных силовых сетей и размещения шинопроводов, силовых питающих пунктов и шкафов, электроприемников и пускорегулирующих аппаратов. Для монтажа электрического освещения выполняют поэтажные планы зданий и цехов с указанием и координацией на них питающих и групповых сетей освещения, светильников, пунктов и щитов.
Разрабатывают принципиальные и расчетные схемы силового и осветительного оборудования.
Проверяют наличие чертежей или эскизов на монтажные узлы и блоки (ошиновки, заземления, освещения и др.), а при отсутствии их возможность группировки разрозненных аппаратов и изделий в укрупненные блоки. Составляют эскизы для сборки их в мастерских, заменяют принятые в проекте изделия, конструкции и детали индивидуального исполнения на унифицированные заводского изготовления.
В отдельных случаях заменяют предусмотренные проектом способ монтажа электрических сетей и вид электропроводок, например вместо прокладки кабеля марки АВРГ непосредственно по стенам для освещения коридора управления применяют тросовую проводку.

Монтаж воздушных линий электропередачи напряжением 0,4-35 кВ.

При проектировании линии сначала определяют трассу (трассой называют полосу поверхности земли, по которой проходит воздушная линия) на карте, стремясь выбрать ее направление возможно более прямолинейным, но в то же время избегая прокладки линии в лесу, по болотам и другим неудобным местам, а также излишних переходов через другие линии, дороги и прочие препятствия. Линии высокого напряжения, кроме случая совместной подвески их с низковольтными линиями, не следует прокладывать по населенным местностям. При выборе трассы предусматривают наличие дорог в непосредственной близости от нее для удобства монтажа и обслуживания будущей воздушной линии. Окончательное направление трассы линии выбирают при обследовании местности.
При прохождении воздушной линии напряжением свыше 1 кВ в лесу прорубают просеку. Ширина просеки для воздушных линий напряжением до 35 кВ включительно при высоте леса Н < 4 м должна быть не менее чем D + 6 м, а при высоте леса Н > 4 м - не менее чем D + 2Н , где D - расстояние между крайними проводами линии, м. При высоте леса Н < 4 м деревья, растущие на краю просеки, необходимо вырубить, если их высота больше высоты основного лесного массива. Для воздушных линий напряжением до 1 кВ просеку в лесу вырубать не нужно. При этом вертикальные и горизонтальные расстояния от проводов до вершин деревьев, кустов и прочей растительности должны быть не менее 1 м.

Рис.2.1. Котлован для установки одностоечной опоры.

Наиболее трудоемкая часть сооружения воздушных линий - это земляные работы. На рисунке 2.1. показан котлован для одностоечной опоры, вырытый вручную (размеры даны в метрах). Для удобства при работе и облегчения последующей установки опоры его роют уступами. На прямых участках котлованы роют вдоль линии. Для угловых опор роют так, чтобы нетронутая стенка была со стороны тяжения проводов. На дно кладут большой камень, а при слабом грунте укрепляют дно несколькими камнями. Для сложных опор котлованы роют так же, как для одностоечной. Если сложная опора не имеет подземных стяжек, то для каждой ее ноги заготовляют отдельный котлован. Деревянные опоры развозят вдоль трассы и укладывают возле вырытых котлованов.
Предварительно на опоры укрепляют крюки или штыри с изоляторами. На крюки или штыри навивают кабельную пряжу или пеньку, пропитанную суриком, смешанным с олифой. Для этих целей применяют также пластмассовые колпачки.
Крюки с закрепленными на них изоляторами ввертывают в стойку опоры. Для этого в опоре буравом высверливают отверстия, в которые специальным ключом ввертывают крюки. Изоляторы на штырях устанавливают на траверсах, к которым штыри прикрепляют гайками.
При сооружении отдельных линий небольшой длины работы ведут вручную. Все линии значительной протяженности сооружают при помощи механизмов.
Одностоечные опоры устанавливают вручную - баграми и ухватами, бригадой в 6 ... 7 рабочих или с помощью различной техники (трактор, кран, автомобиль или бурильно-крановая машина). Тяжелые и сложные опоры устанавливают неподвижной стрелой в виде столба длиной около 10 м. Подъемный трос натягивают трактором или лебедкой. Можно также использовать «падающую стрелу», то есть мачту, которую поднимают вместе с устанавливаемой опорой.
Правильность установки поднятых опор проверяют отвесом, а также по оси линии. Выверенные опоры закрепляют в яме вынутым из нее грунтом. Грунт засыпают слоями толщиной 150 ... 200 мм. Каждый слой тщательно утрамбовывают.
После установки опор под ними вдоль трассы линии раскатывают провода, которые обычно доставляют на барабанах. Раскатывают их на поднятых барабанах, чтобы избежать закручивания провода и образования петель.
Соединять провода в пролете скруткой можно лишь на линиях напряжением до 1 кВ. В остальных случаях провода соединяют овальными обжимными соединителями. Соединяемые провода вводят в овальную гильзу-соединитель и скручивают 3,5... 4 раза либо специальными клещами на гильзе делают в шахматном порядке насечки.

Рис.2.2. Соединение алюминиевых и сталеалюминиевых проводов термосваркой: а) подготовленные концы проводов; б) концы про-водов после сварки; в) в соединители вставлен шунт из отрезка провода; г) провод и шунт после обжима соединителей.

Алюминиевые, и сталеалюминиевые провода соединяют также термитной сваркой. Затем при помощи соединителей укрепляют шунт из провода той же марки (рис.2.2), чтобы разгрузить место сварки от механических усилий. Сварку ведут термитными патронами, поджигаемыми специальными термитными спичками.
Соединения проводов должны обладать механической прочностью, составляющей не менее 90 % прочности целого провода. Места соединения проводов защищают от влаги. Для этого концы соединителей закрашивают суриком. Сращивать провода в пролете, пересекающем другие линии, не допускается.
Раскатанные по земле провода поднимают на опоры шестами или веревками, для чего монтер влезает на опору. Поднятые провода укладывают на крюки изоляторов или на специальные монтажные ролики. После этого провода закрепляют на одной из анкерных опор и натягивают во всем анкерном пролете.
Провода линий низкого напряжения натягивают вручную - полиспастом, линий высокого напряжения с большими пролетами - трактором или лебедкой. Алюминиевые провода при этом зажимают в специальном деревянном зажиме, а стальные и медные захватывают металлическими клиновыми зажимами.
Стрелу провеса проводов устанавливают в соответствии с монтажной таблицей в зависимости от температуры воздуха или определяют по усилию, с которым натягивают провод. Усилие отсчитывают по динамометру, присоединенному к проводу. Стрелу провеса определяют визированием с одной опоры на другую. Для этого на двух смежных опорах укрепляют рейки с делениями. На одну из опор поднимается монтажник. По его команде натягивание провода прекращают, когда стрела провеса достигнет заданного значения.
На воздушных линиях низкого напряжения, если на одной и той. же опоре закрепляют провода разных сечений, стрелу провеса у всех проводов делают одинаковой.
Когда провод натянут, его крепят к конечной анкерной опоре, а затем к изоляторам всех промежуточных опор. К штыревым изоляторам провода прикрепляют специальными зажимами или проволокой - вязкой (рис. 2.3).


Рис.2.3. Крепление провода к штыревым изоляторам на промежуточной опоре:
а) проволокой к головке изолятора; б) проволокой к шейке изолятора; в) зажимом к шейке изолятора.

Алюминиевый провод привязывают к изолятору алюминиевой проволокой, стальной провод - мягкой стальной оцинкованной проволокой диаметром соответственно 3,5 мм и 2,0 ... 2,7 мм.
На штыревых изоляторах провода прикрепляют к шейке или головке изолятора. На угловых опорах провода прикрепляют только к шейке изолятора. Применяют также зажимы. На гирляндах подвесных изоляторов провода закрепляют только зажимами. Для защиты наружной поверхности алюминиевых и сталеалюминиевых проводов их обматывают алюминиевой лентой толщиной 1 мм.
При укладке проводов на крюки, привязывании их к изоляторам, установке фонарей уличного освещения пользуются подъемной вышкой, изготовленной из нескольких труб разных диаметров. В походном положении трубы входят одна в другую, поэтому вышку называют телескопической. В рабочем положении ее устанавливают отвесно и раздвигают двигателем автомобиля. Два монтера становятся на площадку с сетчатыми стенками и поднимаются на высоту до 26 м.
Для подъема на высоту до 20 м применяют гидроподъемники также на автомобилях. Гидроподъемник состоит из вращающейся башни-турели и двух трубчатых колен, на концах которых помещены две люльки для монтеров. Поворачивают башню и приводят в рабочее движение колена при помощи гидроцилиндров. Управление дистанционное как с земли, так и из люльки подъемника. Благодаря этому, а также большому вылету люлек с одной стоянки машины можно выполнять все верховые работы на опоре при монтаже воздушных линий напряжением до 35 кВ.

«Монтаж электрооборудования»


1.Изучение проектно-сметной документации на электрификацию объектов предприятия (построенных и вновь строящихся).

На каждый объект строительства разрабатывают проектно – сметную документацию, в соответствии с которой выполняют строительные работы по возведению зданий и сооружений, монтажу технологического, санитарно – технического, электротехнического оборудования, автоматики, связи и др.

Рабочие чертежи при строительстве промышленных предприятий состоят из комплектов архитектурно – строительных, санитарно – технических, электротехнических и технологических чертежей.

Комплект электротехнических рабочих чертежей содержит документацию, необходимую для монтажа внешних и внутренних электрических сетей, подстанций и других устройств электроснабжения, силового и осветительного электрооборудования. При приемке рабочей документации к производству работ обязательно проверяется учет в ней требований индустриализации монтажа электротехнических устройств, а также механизации работ по прокладке кабелей, такелажу узлов и блоков электрооборудования и их установке.

Непосредственно на месте установки оборудования и прокладки электросетей в цехах, зданиях (в монтажной зоне) монтажные работы должны сводится к установке крупных блоков электротехнических устройств, сборке их узлов и прокладке сетей.

В соответствии с этим рабочие чертежи комплектуют по их назначению: для заготовительных работ, т. е. Для заказа блоков и узлов на предприятиях или на сборочно – комплектовочных предприятиях монтажных организациях и в мастерских электромонтажных заготовок (МЭЗ), и для монтажа электротехнических устройств в монтажной зоне.

В проектах предусматривается максимальное исключение дыропробивных работ на месте монтажа.

Для монтажа силового электрооборудования разрабатывают поэтажные планы зданий и цехов с указанием и координацией на них трасс прокладки питающих и распределительных силовых сетей и размещения шинопроодов, силовых питающих пунктов и шкафов, электроприемников и пускорегулирующих аппаратов. Для монтажа электрического освещения выполняют поэтажные планы зданий и цехов с указанием и координацией на них питающих и групповых сетей освещения, светильников, пунктов и щитов.

Разрабатывают принципиальные и расчетные схемы силового и осветительного оборудования.

Заказчик передает монтажной организации, также поступающие от предприятия – изготовителя с оборудованием установочные и сборочные чертежи, схемы и инструкции по монтажу.

2. Монтаж скрытых и открытых осветительных проводок по различным основаниям проводами и кабелями;

Монтаж открытых осветительных электропроводок.

Разметка при открытой прокладке плоских проводов заключается в определении мест установки светильников, выключателей и штепсельных розеток, линии электропроводки, мест крепления провода – точек забивки гвоздей или установки скоб и мест прохода провода через стены и перекрытия. Разметку выполняют, начиная от группового щита, и постепенно переходят к отдельным помещениям.

Разметку начинают всегда с определения точки закрепления светильников, выключателей и штепсельных розеток, затем намечают линии проводки. При установке одного светильника в центре помещения натягивают на полу крест – накрест из противоположных углов помещения два шнурка. Точку пересечения их на полу намечают мелом, поднявшись на стремянку, при помощи отвеса электромонтажник переносит эту точку на потолок. При установке в помещении двух светильников, если места их расположения не обозначены на чертеже, на потолке или на полу отбивают среднюю линию комнаты.

Выполнив разметку мест установки светильников, отбивают на стене или потолке с помощью шнурка линию будущих электропроводок и намечают места установки ответвительных коробок, штепсельных розеток и выключателей.

Заготовка заключается в просверливании или пробивке отверстий по разметке для установки крепежных деталей (дюбелей) под групповой щиток, под ответвительные коробки. Отверстия в кирпичных, бетонных и железобетонных основаниях, если они не были оставлены заранее, выполняют с помощью пиротехнического, электро – и пневмоинструмента, применяя при этом сверла и коронки с пластинами из твердых сплавов. Проход проводов через несгораемые стены выполняют в изоляционных резиновых или поливинилхлоридных

трубках, а через сгораемые – в отрезках стальных труб в соответствии с требованиями. С обеих сторон прохода на трубки надевают

изоляционные (фарфоровые, пластмассовые) втулки. Отверстия вокруг трубки заполняют цементным или алебастровым раствором, и втулку надвигают на трубку так, чтобы бортик ее лежал на поверхности стены. Плоские провода поставляют свернутыми в бухты. Перед прокладкой плоские провода выправляют. Плоские провода прокладывают отдельными участками; групповой щиток – ответвительная коробка – штепсельная розетка; ответвительная коробка – светильник. Один конец провода каждого участка обычно вводят в ответвительную коробку. Прокладку проводов обычно начинают с ближайшей к групповому щитку ответвительной коробки. На концах провода вырезают разделительное основание длинной 75 мм. У трехжильного провода разрезают также перемычку между второй и третьей жилами. Концы проводов вводят в коробку. Начиная от коробки, провод укладывают, слегка его натягивая, по всему прямолинейному участку.

Крепление плоских проводов с разделительным основанием при открытой прокладке выполняют специальными гвоздями. Гвозди забивают молотком небольшой массы с применением оправки или какого – либо приспособления, защищающего провод от повреждения при ударах молотка. Во влажных неотапливаемых помещениях рекомендуется под шляпки гвоздей подкладывать пластмассовые, эбонитовые или резиновые шайбы.

Плоские провода без разделительного основания крепят скобками с помощью дюбелей или гвоздей. Расстояние между креплениями не должно превышать 400 мм. При изгибе плоских проводов с разделительным основанием на ребро при повороте трассы в плоскости стены на 90º вырезают разделительное основание в месте изгиба на длине 40 – 60 мм.

Соединение и ответвление плоских проводов выполняют в ответвительных коробках сваркой, опрессовкой или пайкой. Пересечение плоских проводов между собой избегают.

Прокладку незащищенных проводов на изоляторах применяют преимущественно в производственных и складских помещениях по стенам, потолкам и по нижнему поясу ферм в сухих, влажных, сырых и особо сырых помещениях, а также снаружи. На изоляторах прокладывают провода с алюминиевыми жилами не менее 2,5 мм 2 и с медными не менее 1,0 мм 2 . Ответвление проводов выполняется на

изоляторах. При прокладке проводов на изоляторах выдерживают наименьшие допустимые расстояния между точками крепления проводов вдоль линии, указанные в проекте.

Разметка электропроводки на изоляторах делается так же, как и при проводке плоскими проводами. Штыревые изоляторы устанавливают на штырях, крюках, якорях или полуякорях вертикально.

Скобы к кирпичным и бетонным стенам крепят способом пристрелки или на дюбелях. К железобетонным формам и балкам конструкции крепят обхватом, приваркой к закладным частям или на болтах, через отверстия, предусматриваемые при изготовлении ферм и балок. К металлическим фермам и колоннам конструкции и скобы крепят пристрелкой, а также с помощью обхватывающих и зажимных конструкции.

Изоляторы на деревянных основаниях крепят на скобах, конструкциях или непосредственно на крюках, ввертываемых в стену. Крюки и конструкции с изоляторами закрепляют в основном материале стен. Закрепление штыревых изоляторов на крюках, якорях и штырях выполняют с помощью полиэтиленовых колпачков.

Проходы изолированных незащищенных проводов через стены и междуэтажные перекрытия выполняют в соответствии с требованиями. Трубы оконцовывают в сухих помещениях втулками, а в сырых и при выходе наружу – воронками. Перед прокладкой по трассе и креплением к изоляторам провода разматывают и выпрямляют: при небольших сечениях (до 4 мм 2) – обычно протаскиванием через тряпку, зажатую в руке, при больших сечениях – натягиванием. Привязав провод к конечной опоре, его натягивают и отмечают места ответвления, провод снова натягивают и закрепляют на каждом изоляторе.

На штыревых изоляторах провода привязывают мягкой стальной проволокой.

Монтаж скрытых осветительных электропроводок.

Скрытые проводки широко применяют во вновь строящихся и реконструируемых многоэтажных жилых и общественных зданиях массового строительства. Проводки плоскими проводами в квартирах и других помещениях кирпичных зданиях, производят следующими способами: в кирпичных и шлакобетонных оштукатуренных стенах – непосредственно под слоем штукатурки; в стенах из крупных бетонных блоков – в швах между блоками, а отдельные участки – в штробах; в гипсобетонных перегородках из отдельных плит – в бороздах; в перекрытиях из сборных многопустотных плит – в пустотах плит или в неметаллических трубах, уложенных поверх плит перекрытия в подготовке пола.

Прокладку питающих и групповых сетей в технических подпольях, подвалах, чердаках в таких зданиях обычно выполняют в каналах или открыто в трубах.

Разметку трасс электропроводки, мест установки ответвительных коробок и коробок под выключатели и штепсельные розетки, крюков под светильники, а также прокладку проводов производят после окончания основных строительных работ, до выполнения штукатурных работ и работ по укладке чистого пола.

Скрытую прокладку плоских проводов выполняют в той же последовательности, что и открытую. Провод укладывают на поверхности стен, покрываемых мокрой штукатуркой, или в борозде и сначала закрепляют раствором у коробок, а затем по длине трассы – в нескольких местах, чтобы не было провисания и неплотного прилегания его к поверхности основания.

Монтаж электрооборудования - это совокупность действий по его установке и подключению к электросетям, выполняемая в соответствии с проектом. Электромонтаж может подразумевать прокладку кабельных линий, установку распределительных линий и трансформаторов, монтаж проводки, разнообразных электросиловых установок и другого оборудования. Даже самое современное оборудование с превосходными показателями надежности и безопасности могут вывести из строя ошибки при его установке и вводе в эксплуатацию.

Поэтому, чтобы эксплуатация электрооборудования проходила бесперебойно и максимально эффективно, его монтажом и проведением пусконаладочных работ должны заниматься специализированные организации, имеющие лицензии и допуски на оказание таких услуг. Электромонтаж, реализованный на высоком профессиональном уровне - это основа безопасной эксплуатации объекта и стабильной работы оборудования.

Этапы выполнения монтажа электрооборудования

Установка электрооборудования на предприятии или другом объекте включает в себя:

  1. Подготовительный этап - подготовка узлов проводки и линий освещения, заготовка трасс для прокладки проводов и элементов заземления, монтажа закладных деталей для дальнейшего крепления оборудования. Данные работы выполняются одновременно со строительными и отделочными мероприятиями.
  2. Прокладку по подготовленным трасам кабелей и проводки, с последовательным подключением. В промышленных помещениях эти работы проводятся параллельно с монтажом электрооборудования.
  3. Проведение электроизмерений и замеров сопротивления изоляции. Оформление технического отчета.
  4. Выполнение пусконаладочных работ:
  • изучение проектной и техдокументации;
  • проверка готовности электрооборудования к реализации пусконаладочных работ;
  • поиск возникших в ходе монтажа неисправностей;
  • запуск электроустановки;
  • наладка электрооборудования;
  • оформление Акта сдачи-приемки оборудования и технического отчета.

При реализации монтажных работ важно соблюдать все требования действующих нормативных документов (ПУЭ, СНИП, ПТЭ, ТНП, ПТБ). Также необходимо четко следовать решениям и параметрам, значащимся в проекте и технической документации, и строго соблюдать требования по монтажу, изложенные в инструкциях к оборудованию.

Установка промышленного электрооборудования

Монтаж промышленного электрооборудования - ответственный и трудоемкий процесс, требующий профессионального подхода на всех стадиях. Нарушения при транспортировке и разгрузке оборудования, как и ошибки при проектировании и монтаже, негативно сказываются на работе электроустановок и в конечном итоге могут привести к аварии. Чтобы не допустить подобных последствий, установку электрооборудования необходимо поручить компетентным специалистам, гарантирующим высококачественное выполнение работ любой сложности.

Инженерный центр «ПрофЭнергия» выполняет монтаж электрооборудования в объектах различного назначения - от жилых и административных зданий до торгово-развлекательных и офисных центров, складов и промышленных предприятий. Взятые на себя обязательства мы выполняем профессионально, точно в срок и в полном соответствии с заключенным договором.

Проекты составляются в соответствии с требованиями заказчика, нормами эксплуатации и правилами техники безопасности. Все работы выполняют опытные электромонтажники, имеющие необходимые допуски, с использованием сертифицированных комплектующих и установочных устройств от ведущих производителей.