Все объекты ландшафтного дизайна характеризуются определен­ной территорией, имеющей разнообразную конфигурацию в плане и разные физические размеры. Все эти территории обычно пред­ставляют собой совокупность растительности, водных устройств, малых архитектурных форм, площадок различного функциональ­ного назначения. Главная задача в их формировании - это выявле­ние художественного образа данной среды, что достигается с ис­пользованием приемов архитектурной композиции.

Композиция (от латинского compositio - сочинение, построение, структура) - это средство раскрытия идейно-художественного содер­жания произведения. Без знания и правильного использования прин­ципов композиции невозможно выявление творческого замысла.

Архитектурная композиция - это закономерное и оптималь­ное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную систе­му, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям. К основным задачам архитектурной композиции относятся:

Организация объемов и пространств в соответствии с функци­ональным процессом;

Гармоничное объединение и соподчинение объемов и простран­ства в целостную систему, обладающую положительным эмоциональ­ным воздействием на человека.

Ландшафтная композиция - это искусство располагать на дан­ной территории различные элементы для создания комфортной сре­ды по функциональным, экологическим и эстетическим требовани­ям. Она выражается в размещении сооружений, малых архитектур­ных форм, растительности, водных устройств, площадок, в органи­зации движения, членении территории на части, в пропорциях от­дельных частей, размерах всех элементов, входящих в состав дан­ной территории и их взаимосвязи. Ландшафтная компози­ция предопределяет использование всех средств ландшафтного ди­зайна (Рис. 11).

К средствам ландшафтного дизайна относятся естественные природные элементы среды - растительность, рель­еф, водные устройства и искусственные элементы среды - малые архитектурные формы, декоративное покрытие, визуальные комму­никации, декоративная скульптура. Создание любого ландшафтного объекта осуществляется, в основном, с использованием перечисленных выше средств ландшафт­ного дизайна в определенной взаимосвязи и взаимозависимости для достижения единства композиции и ее яркого образного воздействия. Пространственная среда ландшафтных объектов включает плоско­сти - поверхность земли (с газоном, цветником, покрытием), а также элементы рельефа, водные устройства и объемы - растительные группировки, малые архитектурные формы, скульптуру, визуаль­ные коммуникации.

Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией. При решении композиционных задач в формировании архитектурно-ландшафтных объектов учитывается геометрический вид формы, величина, мас­са, фактура, цвет, освещенность, положение в пространстве. Лан­дшафтный архитектор должен понимать основные свойства про­странства: характеристику глубины, протяженность, прерывис­тость и непрерывистость, конечность и бесконечность, расчленен­ность пространства.


Создавая пространство с использованием средств ландшафтного дизайна, необходимо понимать его эмоционально-психологическое воздействие на человека. Различают четыре аспекта отношения че­ловека к пространству:

Объективный - зависящий от таких характеристик простран­ства, как площадь, основные габариты, ширина, длина, геометри­ческие очертания;

Психо-физиологический - связанный со способностью про­странства возбуждать, утомлять, успокаивать, угнетать;

Ассоциативный - обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии;

Семантический - связан с функциональным назначением объекта.

Одни пространства могут быть выразительными, другие - невыразительными. При формировании любого пространства, фронтального или глубинного, необходимо решать следующие ком­позиционные задачи:

Определение стиля планировки и масштабных характеристик формирующих элементов (малых архитектурных форм, декоратив­ной скульптуры, растительности и др.);

Пропорционирование территории;

Выявление центра композиции и главных и второстепен­ных осей;

Определение ландшафтных акцентов и точек их обзора;

Использование контраста, нюанса и тождества, ряда (метри­ческого и ритмического);

Неожиданное раскрытие акцентов;

Выявление фона и использование особенностей линейной пер­спективы (рис. 12).

Масштаб - важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительно­сти ландшафтных объектов. К сожалению, в ландшафтной архитектуре воздействие масшта­ба на человека недостаточно разработано. По мнению многих специ­алистов, масштаб способствует выявлению композиционной целост­ности и художественной выразительности любого ландшафтного объекта. Архитектурный масштаб характеризует три формы масштабных связей:

Отношение элементов к целому и друг к другу;

Отношение объекта к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения;

Отношение величины объекта и его элементов к человеку.

В ландшафтном дизайне существует некоторое разнообразие пространственных масштабных характеристик:

Первый масштаб (основной) - масштаб элементов, соразмер­ный антропометрическим данным взрослого человека;

Второй масштаб (индивидуальный) - соразмерный антропо­метрическим данным той или иной возрастной группы детей (в за­висимости от функционального назначения объекта);

Третий масштаб (миниатюрный) - масштаб элементов неболь­ших ландшафтных пространств в интерьерах с включением бонсай;

Четвертый масштаб (монументальный) - масштаб элементов, подчеркивающий символику в ландшафтном пространстве, наибо­лее ярко выявляющий его художественный образ.

Ландшафтные объекты, в зависимости от своего функциональ­ного назначения, могут иметь все изложенные масштабные харак­теристики построения пространств. Эмоциональное воздействие про­странств с названными масштабными характеристиками достаточ­но велико. Основными параметрами, характеризую­щими композиционное построение пространства, являются: стиль композиции, асимметрия или симметрия, физические размеры, длина и ширина, площадь, определяющие фронтальное или глу­бинное пространство.

Для решения характера размещения и выявления взаимосвязи природных и искусственных элементов сре­ды следует определить прием планировки. Он может быть регу­лярным, ландшафтным и смешанным. Регулярный прием плани­ровки характеризует геометрическая сетка, включающая прямо­линейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиций оси, подчеркнутое доминирование здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев. В отличие от регулярного, пейзажный прием планировки отображает и подчеркивает красоту естественной при­роды. Характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водо­емов, свободнорастущими деревьями. Смешанный прием харак­теризует сочетание элементов регулярного и пейзажного приемов планировки. Регулярный прием планировки, как правило, ха­рактеризует симметричный план, а пейзажный - асимметричный. Формы симметричного плана, если они мастерски выполне­ны и размещены, могут выражать идею и возбуждать в человеке ощущение дисциплины высшего порядка, великолепия, силы, монументальности и высокого совершенства. Геометрический план, ясный и явный, быстро постигается. В этом его преимущество. Но он имеет также недостаток - монотонность. Асимметричный план более выразителен, но пространственная ориентация в нем сложна.

В формировании любого ландшафтного объекта большое внима­ние уделяется выявлению композиционных осей. Различают глав­ные и второстепенные оси композиции. Осью композиции является направленное развитие ландшафтного построения пространства. Главная ось обычно совпадает с основным потоком движения по территории и приводит к композиционному центру. Второстепен­ные оси могут пересекать главную ось под различными углами или проходить параллельно ей. Главная ось - аллея - может отличаться от второстепенных аллей большей шириной, оригинальной аллей­ной посадкой деревьев и более богатым цветочным оформлением. На территории любого ландшафтного объекта не должно быть мно­го дорожек и основные дорожки должны обязательно вести к ка­кой-нибудь цели - павильону, беседке, площадке отдыха, фонта­ну, цветнику и др. Дорожки должны иметь плавные изгибы, обус­ловленные рельефом, размещением растительности или водных устройств. Следует избегать пересечения дорожек под прямым уг­лом.

В формировании любых объектов ландшафтного дизайна не­обходимо выявить центр композиции, т. е. определить главное и второстепенное. Центр композиции - главное в каждом ландшафтном объек­те. Он может иметь различное конкретное выражение. В одних случаях композиционным центром территории будет площадь с фонтаном или цветником, в других - декоративный водоем или малая архитектурная форма. Все прочие элементы композиции подчиняются композиционному центру и поэтому считаются второ­степенными. Они бывают меньших размеров и более скромно оформлены. Композиционный центр, в зависимости от принятой планиро­вочной структуры и творческого замысла, может быть размещен у входа, в геометрическом центре территории или в глубине. Компо­зиционный центр, по сути, является основным ландшафтным ак­центом любого пространства. На больших территориях сложной кон­фигурации должно быть несколько второстепенных ландшафтных акцентов. Все они должны иметь продуманные точки обзора. Точка обзора - это место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Любой ландшафтный объект должен включать несколько точек об­зора.

В объектах ландшафтного дизайна на основе гармоничной связи природных и искусственных (антропогенных) элементов использу­ются такие закономерности построения пространственных форм, как нюанс, контраст и тождество. В ланд­шафтных объектах они воспринимаются как степень сходства и разли­чия отношений между однородными качествами и свойствами вхо­дящих в них элементов и пространств. Наиболее широко в построении ландшафтных композиций используется принцип контраста. Напри­мер, малое противопоставляется большому, низкое - высокому, гладкое - шероховатому, темное - светлому.

Особенно эффектны контрасты, возникающие от сопоставления деревьев с противоположными свойствами крон. Например, плаку­чая форма кроны березы выгодно оттеняется от пирамидальной фор­мы кроны пихты или ели. Наиболее часто используемым видом контраста является внезап­ное изменение характера планировки. Например, темные коридоры аллей и солнечные поляны, светлая окраска листьев с темной ли­ствой и т. д., а также внезапное восприятие предмета.

Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, заставляет зрителя сконцентрировать внимание в определенном направлении, но этот предмет обязательно должен быть интересен в эстетическом отношении.

Для достижения художественной выразительности любой тер­ритории большое значение имеет применение метра и ритма. Ритмом в ландшафтном проектировании называется закономерное чередование декоративных элементов, ка­кой-либо законченной композиции. Чередоваться могут высоты, зеленые объемы, окраска и т. д. Ритм подчеркивает особенность и характер зонирования пространства, разнообразное положение в пространстве элементов, является средством организации движения. Наряду с ритмом в формировании ландшафтных объектов большое значение имеет правильное использование законов линейной перс­пективы, с помощью которых можно изменить (улучшить) некото­рые пространственные характеристики. Так, например, какой либо из ландшафтных акцентов можно «приблизить» или «удалить» если аллею, ведущую к нему, сделать короче изменением ее ширины на переднем или заднем плане. Можно также создать иллюзию усиле­ния рельефа. Так, например, холм с подсадкой пирамидальных то­полей на вершине будет казаться выше.

Для достижения художественной выразительности ландшафтных композиций необходимо использование фона. Фоном называется задний план пейзажа, на котором воспринимаются те или иные эле­менты ландшафта, расположенные на переднем плане. Для ланд­шафтных композиций фоном могут служить высокие древесные на­саждения, живые изгороди, трельяжи, здания и др.

Композиционное построение ландшафтных объектов невозмож­но без учета цвета. Создание ландшафтной среды осуществляется с активным включением цвета как важного средства художественной выразительности композиций и фактором, оказывающим эмоцио­нальное воздействие на состояние человека. Построение цветовой гаммы ландшафтных объектов осуществ­ляется по принципу контраста или нюанса. В восприятии цвета боль­шое значение оказывают условия освещенности ландшафтных объек­тов в зависимости от их ориентации по сторонам света, а также удаленности точек обзора. С большого расстояния лучше восприни­маются яркие цвета в контрастных сочетаниях, собранные в круп­ные цветовые пятна.

В ландшафтных композициях очень важно и освещение. Правильно подобранные и уста­новленные све­тильники позволяют и в темное вре­мя суток наслаждаться красотой при­роды. Мягкий ненавязчивый свет еще больше подчеркивает декоратив­ность композиций, выделяя наиболее выразительные акценты. Планируя установку осветитель­ных приборов, необходимо тщательно продумать, чего добьемся, устанавли­вая светильник именно в этом месте. Неплохой результат можно получить опытным путем, устанавливая све­тильники в различных местах и оце­нивая полученный эффект. При этом необходимо учитывать изменения, которые могут произойти через не­сколько лет в связи с ростом расте­ний. Этот путь наиболее простой, так как намного легче сделать времен­ную проводку, опробовав несколько, и выбрать лучший вариант.

К осве­щению предъявляется несколько требований. Светильники устанавли­ваются в таких местах, чтобы подчер­кнуть самые привлекательные эле­менты декоративного оформления. Свет не должен быть ярким, слепя­щим, раздражающим, он призван действовать успокаивающе, как вспомогательное сред­ство восприятия прекрасного. Коли­чество светильников обусловливает­ся понятием разумности, чрезмерное количество обесценит эффект применения. Выбирая све­тильники, надо учитывать их воз­можности и умело использовать раз­ные виды.

Подсветку водоемов мож­но осуществлять только специально предназначенными для этого све­тильниками. Как правило, все они рассчитаны на низкое напряжение и подключаются через понижающие трансформаторы. Нет смысла оста­навливаться на характеристиках светильников. Ассортимент их велик, и лучшую помощь в выборе окажут специалисты. Учитывая, что элект­рические приборы являются прибо­рами повышенной опасности, все ра­боты, связанные с ними, должны выполнять только специалисты-электрики.

Выбрав места установки светиль­ников, приступают к прокладке электрического кабеля. При этом учи­тывают места установки автоматов защиты, необходимых розеток и выклю­чателей. Они должны располагаться так, чтобы ими было удобно пользо­ваться и в то же время они были недоступны для детей. Электрический кабель прокладывается под землей, чаще вдоль дорожек, укрытый в тру­бы, чтобы исключить случайные повреждения при проведении земля­ных работ. На план участка наносятся все проложенные кабели, и оформляется схема подключения электрических приборов.

И, наконец, немаловажным композиционным фактором, особенно при проектировании частных усадеб, является зонирование территории. Исходя из месторасположения дома, участок, как правило, можно разделить на две части: парадную, которая находится от входа во двор и до фасада дома, и остальную, на которой планируются место для отдыха, детская площадка, сад и огород, хозяйственные пост­ройки. Наряду с ними могут быть выделены участки и под другие площадки. Например, для занятий спортом. Деление на такие зоны яв­ляется условным и не имеет четких границ. Удачей дизайнера, воплоще­нием его творческого подхода будет плавный переход одной зоны в дру­гую. Наличие между ними отдель­ных композиций как бы зрительно сглаживает контрасты, вызванные их предназначением.

Зону отдыха размещают в стороне от хозяйственных построек, как правило, ближе к дому. Хозяйственную располагают как можно дальше от жилого дома и обязательно с учетом господствующих ветров. Особое внимание уделяется выбору места для детской площадки. Лучшим для нее является светлое, но в то же время защищенное от прямых солнечных лучей место. Легкая тень, южная сторона - самый лучший вариант.

Вторым критерием является направление господствующих ветров. Место должно быть ровным не иметь застоя воды. Обязательным условием считается, при наличии маленьких детей, удаление от природных и искусственных водоемов. Как правило, площадка должна просматриваться из помещений, чтобы ребенок постоянно был на виду у мамы и членов семьи. Сад и oгород, если они создаются, лучше располагать вблизи хозяйственной зоны, за местом отдыха и детской площадкой.

Тщательно продуманный дизайн придает даже небольшому саду стильный вид в любое время года. Познакомившись с основными принципами ландшафтного и архитектурного проектирования, вы легко справитесь с разработкой собственного дизайна.

Прямые линии, геометрические формы и симметрия гармоничны уже сами по себе. Лучше остановиться на какой-либо одной форме, так как завершенность ландшафтной композиции чаще всего достигается за счет легкости восприятия основного рисунка. Разнообразие же достигается различной величиной формы, которую вы выберете для благоустройства места отдыха, газона, клумб и прочих уголков сада.

Например, площадку для отдыха с плавными линиями границ можно разместить в центре газона аналогичной формы, куда «вливается» остальная часть зеленой композиции. Последняя может иметь, например, форму овала, концы которого должны точно вписаться в полукруг.


Однако разнообразие геометрических форм в ландшафтном дизайне приобретает нужную декоративность только в том случае, если очертания этих форм четко определены – в дорожках сада, живых изгородях, бордюрах, подпорных стенках, малых архитектурных формах. Проще всего это сделать с помощью мощения или обрамления дорожек и клумб низкими бордюрами из подходящих для стрижки декоративных многолетников.

Композиция в ландшафтном дизайне должна иметь эффектный центр. Деревья с фигурной стрижкой, оригинальные растения в кадках, солнечные часы, терракотовые вазы, скульптура любого вида или бьющий фонтанчик позволяют красиво заполнить центр круглой композиции.

Для обрамления входа в дом, крыльца или скамьи идеальны фигурно подстриженные деревья-солисты, растущие в земле или в кадках. Хороши они и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм. Поскольку большинство древесных растений, используемых для озеленения сада, относится к вечнозеленым породам, они украшают сад и зимой.

В основе композиционного решения для ландшафтного дизайна сада может быть овал, образуемый полукруглой скамьей и рабаткой с розами. Наиболее живописная его часть — обрамленный розами водоем с фонтаном. Вторая половина благоустроена скромнее: пара горшков с цветущими растениями и два пирамидальных тополя, симметрично расположенные по обе стороны скамьи. Деревья перекликаются по форме с узкой струей воды из фонтана, отвлекая взгляд от живой изгороди, за которой, возможно, уже начинается соседний участок.


Бордюры подчеркивают линии и границы. Границы дорожек и клумб могут быть плавными, размытыми, а можно сделать и так, что их дизайн будет контрастировать с окружающими элементами, за счет бордюров из ровно подстриженных растений. Уголок под увитой виноградом перголой и газон перед ней с маленькой мощеной площадкой образуют правильные треугольники. А вымощенный кирпичом круг внутри перголы, солнечные часы и самшитовые шары в обрамлении дорожек вносят в композицию мягкие линии. Повторение этих геометрических форм позволяет создать гармоничный ансамбль.

Что такое композиция? Это создание единого целого из множества отдельных элементов. Именно композиция является тем базисом, на котором строится ландшафтный дизайн. И это целое должно быть привлекательным и гармоничным. О том, как грамотно создать ландшафтную композицию, мы поговорим ниже.

Оказывается для создания идеальной композиции ландшафтного дизайна нужно не так уж много. Стоит обратить внимание всего на 4 аспекта в процессе ее создания. Что же это за аспекты и как ими оперировать?

Вертикальная, горизонтальная, или изогнутая?

Да, вы правильно поняли, одним из основных нюансов в создании грамотного и гармоничного ландшафтного дизайна является линия, вернее, линии. Они могут быть прямыми и кривыми, вертикальными и горизонтальными и так далее.

Основные задачи линий в композиции ландшафтного дизайна

  • Подчеркивать нужные акценты.
  • Задавать маршрут передвижения по участку.
  • Выделять ключевые объекты участка.

Давайте рассмотрим на примере, если прямая тропинка сразу же направляет наш взгляд к ключевым объектам сада, то петляющая дорожка способна удивить, заинтриговать.

Правильно подобранные линии в ландшафте способы нацелить наш взляд на те участки, которые являются самыми значимыми. Поэтому, при создании пути, или маршрута в своем саду, или на даче, уделите внимание фокусным точкам. Если же тропинка направляет нас в никуда, то наш взгляд рассеивается, акценты теряются, и возникает сомнения по поводу того, нужно ли идти по этому пути.

Как создать красивую композицию с помощью прямых линий?

Сделайте так, чтобы дорожка вела к лавочке, интересному растению, скульптуре, или другому яркому объекту вашего сада. Примеры вы можете видеть на фото ниже:


Кривые линии позволяют создать эффект непредсказуемости

С помощью извилистых дорожек вы сможете сделать некий сюрприз и достичь эффекта неожиданности. Причем, сами по себе плетистые тропинки не представляют интереса. Гораздо более интересным является тот объект, к которому они ведут. Сделайте так, чтобы на каждом повороте установите небольшой фокусный элемент, который заинтригует и «позовет» идти дальше.

При этом дорожка не должна проглядываться до конца пути, лучше, если она будет прятаться за зеленой маскировкой, которую можно создать из растений.

Кроме дорожек линии создают высаженные растения, архитектурные формы и другие объекты ландафтного дизайна. Линии вызывают чувство упорядоченности, привлекают внимание к фокусным элемента и позволяют созерцать дизайн сада как нечто целостное.



Создаем нужные формы, чтобы получить правильную ландшафтную композицию

Формы ландшафтного дизайна образуются с помощью элементов малой архитектуры (фонтанчики, беседки, светильники, лавочки), цветы, деревья и кустарники.

Формы могут быть геометрически правильными: это может быть прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Плетистые контуры и расплывчатые грани позволяют создавать неправильные, свободные формы.

Формы в саду определяют его стиль. Строгая геометрия является базисом для создания регулярных садов, а свободные формы используются в пейзажных, естественных композициях.

Значение круга в композции вашего сада

Ландшафтная композиция, или ее элементы в форме круга позволяют обратить внимание на центральные акценты сада. Очень оригинально смотрятся эллиптические, сегментарные и овальные решения в создании композии.




Идеальные квадратные формы ландшафтной композиии

Квадратные формы встречаются на наших загородных участках довольно часто. Это и кирпичные, или деревянные конструкции, отделочные материалы (плитка). Квадрат, в свою очередь, может состоять из нескольких сегментов, которым можно придать более оригинальную и более сложную форму.






Композиция с «острыми углами»

Можество колючих углов образуют многоугольные формы. Как правило, они не очень приятно смотрятся самостоятельно, но позволяют создавать отличные комбинации с другими формами.



Композиция сада со свободными формами

Свободные формы в ландшафтном дизайне воспринимаются очень спокойно, они отлично работают в дорожках, цветниках, ручейках. Плетистость линий добавляют некой интриги в садовую композицию, постепенно раскрывая перед зрителем новые элементы.


Формы растений в ландшафтной композиции

Форма деревьев и кустарников представляет наибольший интерес, поскольку может меняться при групповых посадках. Форма, которая отличается от других форм в группе, создает основной акцент. Однако нужно не переборщить с использованием таких акцентных форм, в противном случае, получится хаос.

С помощью горизонтальных форм можно увеличить участок в ширину, а с помощью вертикальных – в высоту.

Формы деревьев и кустарников позволяют изменять пространство композиции ландшафтного дизайна, добавляя округлостей и углублений. К примеру, деревья с выгнутыми ветвями образует вогнутое пространство, где можно высадить куполообразные растения.

Существует огромное разнообразие форм деревьев.

Здесь они круглые:

А здесь – столбчатые, или колоннообразные:

Пирамидальные:

Кроме эстетической привлекательности деревья разной формы несут важные практические функции. Так, например, овальные и круглые деревья эффективно используются для создания тенистого участка. Для экранирования формируйте колоневидные и пирамидальные кроны.

Существует также такое понятие, как почвопокровная форма в композиции ландшафтного дизайна. Это ковровые, игловидные, комковатые, растянутые и стелющиеся формы.

Насколько важен цвет в создании гармоничной композиции ландшафта?

С помощью разнообразных цветовых решений (в малых архитектурных формах и растениях) можно удивительным образом разнообразить пейзаж. Однако, цвет является очень неустойчивым, хотя и наиболее примечательным фактором. Цветовые схемы создаются на основании цветового круга.

Создание монохромной композиции

В монохромной ландшафтной композиции используется только один цвет, кроме зеленого, который преобладает в листве и траве. Примером идеальной монохромной композиции может служить комбинация зелени в саду с белыми цветами.

Создание ландшафтной композиции в соответствии с аналоговой цветовой схемой

Аналоговую цветовую схему еще называют гармоничной, в ее состав входят 3-5 цветовых оттенков, которые расположены рядом в цветовом круге. Например, пастель, розовый и красный. Это связанные цвета, которые при смешивании формируют один вторичный и два третичных оттенков, гармонирующих между собой.


Создание ландшафтной композиции в соответствии с комплементарной цветовой схемой

В данной схеме используются контрастные цвета, которые в цветовом круге расположены друг напротив дружки.

Вы можете создавать следующие цветовые схемы:

  • Желтый и фиолетовый.
  • Зеленый и красный.
  • Оранжевый и синий.

Цвет позволяет создавать нужные акценты. Но особенность цветовой схемы ландшафтного дизайна в том, что она непостоянна и меняется на протяжении года. В летнее время ваш сад будет более ярким и насыщенным, зимний сад тяготеет к серой однотонной гамме.



Особенности текстуры в создании ландшафтной композии

Существует 3 основных разновидности текстуры: тонкая, средняя и грубая. Наличие разных структур в композиции ландшафтного дизайна позволяют создать разнообразный, контрастный и интересный дизайн. Текстуру имеют как растения, так и малые архитектурные формы. Причем, одно растение может обладать разными структурами. Например, у дерева отличаются структура коры, структура листьев, цветов, плодов.

С помощью крупно-текстурированных растений в саду можно привлекать и удерживать внимание на элементах сада. Грубая текстура зрительно уменьшает расстояние между элементами ландшафтного дизайна, тем самым уменьшая пространство.

Грубой текстурой обладают крупные листья, листья с рванными краями, толстые стволы деревьев, ветви, сучья, колючки и пр.

Тонкая текстура, наоборот, используется для увеличения пространства, она придает саду некой легкости и открытости. Такая деликатная структура характерна нежным травинкам, мелким цветкам, тонким стеблям.

Текстуру некоторых растений сложно отнести к грубой, или тонкой, это листья средней величины, обладающие простыми формами. Растения со средней текстурой часто выполняют роль фона для крупно-текстурных элементов.

  • План участка, разделённого на функциональные зоны, именуется форэскиз .
  • Зонирование сада – это основа для будущих проектных работ, именно зонирование позволяет представить авторский замысел по организации садово-паркового пространства. На форэскизе отображаются парадная зона, зоны отдыха, дорожно-тропиночная сеть, водоемы, детская и спортивная площадки, расположение малых архитектурных форм и зеленых зон сада или парка.
  • Прекрасным способом визуализации являются входящие в эскизный проект перспективные изображения ключевых видовых точек сада или парка. Эскизы видовых точек развивают идеи эскизного проекта ландшафтного дизайна - обеспечивают наглядность и максимально подробное отображение дизайнерских замыслов.
  • Отдельные элементы ландшафтного дизайна содержатся в композиционных эскизах , раскрывающих детали наиболее значимых элементов. Композиционные эскизы представляют из себя художественное отображение МАФ, декоративных композиций, построек, садовой мебели и т.д. Композиционный эскиз - это архитектурный прием, используемый для дополнительной детализации наиболее значимых элементов садового дизайна.
  • 3d проектирование позволяет отобразить будущий ландшафтный дизайн участка в объемном, трехмерном исполнении. Изготовленные с использованием профессиональных компьютерных программ, трехмерные модели эскиза могут быть выполнены достаточно подробно, и охватывать неограниченное количество видовых точек. 3d проектирование позволяет наглядно представить заказчику все замыслы ландшафтного архитектора.
  • Генеральный план - это финал эскизного проектирования сада или парка. Генеральный план ландшафтного дизайна участка составляется когда заказчик ознакомился со всеми вариантами эскизного проекта, сделал выбор стиля сада, и утвердил свое окончательное решение по организации садово-паркового пространства. Только после утверждения Генерального плана становится возможным уточнить ассортимент растений.
  • Генплан позволяет завершить основной этап согласований, и приступить к рабочему проектированию.

Как правило, специалисты Садового Лабиринта готовят два варианта эскизного проекта, и предоставляют заказчику сделать выбор между ними. В результате одно из решений ложится в основу эскизного проекта.

У наших клиентов всегда есть выбор – утвердить один из вариантов, утвердить смешанный вариант или предложить новое видение дизайна сада. Именно грамотная визуализация авторских идей дает возможность поставить точку в вопросе выбора. Без эскизной визуализации проекта довольно трудно добиться гармонии между первоначальными замыслами заказчика и реальными возможностями по их реализации.

Как выглядит ландшафтный дизайн участка на эскизе?

Эскизный проект ландшафтного дизайна представляет из себя профессионально выполненный план участка с видом сверху. На лист формата А3 нанесены все элементы ландшафтного дизайна с достаточной степенью детализации. Для элементов, требующих более подробного представления, создаются отдельные наброски и чертежи, входящие в общий комплект эскизного проекта. Все требующие пояснения элементы имеют описание в самом проекте или в прилагаемой экспликации. Крупные узлы и прочие элементы, требующие детализации, могут быть представлены в дополнительных эскизах. Прилагаемые к проекту 3D-модели улучшают восприятие функциональных зон сада и отдельных видовых точек.

Какие еще могут быть эскизы в проекте сада?

После утверждения эскиза ландшафтного проекта, становится возможным приступить к подготовке важнейшего документа из комплекта рабочей документации - дендрологического плана .

Но в некоторых случаях первоначально может быть составлен эскиз дендроплана, который содержит данные о видах, количестве и расположении растений на участке. Эскиз дендроплана позволяет визуализировать расположение и размеры растений в саду, понять, как будут выглядеть растения в сочетании с окружающей обстановкой. Эскиз дендроплана содержит бо льшую детализацию посадочного материала, чем эскизный проект сада, однако он не включает ассортиментную ведомость растений и не так детализирован, как сам дендрологический план. Цель эскиза дендроплана ← визуализировать заказчику проект озеленения еще до момента создания рабочих чертежей. Последние являются более сложной и детальной проработкой ландшафтного проекта, потому корректировки в части видов и расположения растений, проще выполнить на эскизе дендроплана.

Также в начале рабочего проектирования могут быть созданы дополнительные эскизы, уточняющие и раскрывающие дизайнерские идеи еще до того, как они детально спроектированы. Это могут быть эскизы малых архитектурных форм, эскизный проект зимнего сада или эскиз ночного сада с визуализацией садового освещения в темное время суток.

Больше примеров эскизных проектов садов и парков вы можете посмотреть в нашем Портфолио.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что ландшафтный дизайн – это настоящее искусство, в котором господствуют свои собственные принципы и законы, без знания которых невозможно создать привлекательный, целостный и гармоничный образ. И хотя в современном садоводстве можно выделить несколько главных принципов ландшафтного дизайна, ведущее место среди них принадлежит композиции.

Композиция в ландшафтном дизайне – это такое размещение на участке отдельных компонентов, которое позволяет создать целостную, стилистически завершенную и гармоничную картину. Иными словами, это такое соотношение предметов и растений, которое радует глаз и излучает тепло, уют и гармонию. Композиция подчиняется теоретическим основам ландшафтной науки и неразрывно связана с пространственными формами ландшафтного дизайна. Поэтому при решении композиционных задач учитываются основные свойства пространственных форм, соотношение и сочетание которых, собственно, и определяет привлекательность и целостность будущей композиции.

Создавая ландшафтный дизайн, каждый садовод должен понимать, что любой элемент сада имеет свою собственную форму. В ландшафтной науке известно три главных формы – линейная, плоскостная и объемная. Так, дорожки и тропинки, бордюры и заграждения являются ярким примером линейных форм, а низкие цветочные насаждения напоминают плоскости. А что говорить о кронах деревьев, в которых угадываются разнообразные геометрические фигуры, преимущественно шары и конусы.

Для создания композиции посредством использования разных геометрических форм профессионалы советуют руководствоваться принципом контрастов (высокий – низкий, шаровидный – пирамидальный), который позволит создать нескучную и «живую» картину. К примеру, эффектным дополнением прямых дорожек в саду станут объемные и буйно цветущие клумбы, а аккуратный зеленый газон превосходно украсят деревья с кронами шаровидной формы.

В процессе создании композиции огромное значение имеет не только форма основных компонентов, но и их размер. В данном случае разрешается руководствоваться не только принципом контрастов, но и принципом подобия, поскольку в некоторых композициях неприемлемы предметы разной величины. Все зависит от выбранного стиля и идеи ландшафтного дизайна.

Сочетание цветов

Цвет – это один из тех инструментов ландшафтного дизайна, посредством которого можно добиться яркости и выразительности в ландшафтном дизайне. И если цвет рукотворных элементов можно запросто изменить, то цветовая гамма растений зависит от времени года. Не секрет, что цветовая гамма древесных растений изменяется каждый сезон: в зимний период их цветовой тон обусловлен только окрасом коры, а вот летом, осенью и весной палитра красок растений состоит из окраса листьев, цветков и плодов. Поэтому, чтобы избежать кричащей пестроты или перенасыщенности цвета в саду, нужно учитывать принцип гармонии и выбирать растения таким образом, чтобы в любое время года они органично дополняли друг друга.

Чтобы композиция выглядела привлекательно, не стоит забывать и о создании единого цветового фона, которым может стать зеленый газон или обильные насаждения вечнозеленых растений (туи, ели, пихты).

Сочетание фактур

На привлекательность ландшафтной композиции влияет характер поверхности всех компонентов садово-паркового дизайна – дорожек, лестниц, заборов. Чтобы достичь гармонии фактур, при создании всех этих элементов важно подбирать однофактурные материалы или материалы, которые хорошо сочетаются между собой (например, металл и стекло, дерево и камень).

Особенного внимания заслуживает фактура древесных растений. В ландшафтном дизайне различают такие типы фактур древесных растений – грубую (дуб), среднюю (липа) и тонкую (ива), и советуют не смешивать их для создания целостных, гармоничных и по-настоящему красивых природных композиций.

Ни одну композицию невозможно представить без фокусной точки, которая служит для привлечения и направления внимания. Фокусной точкой может стать мостик, беседка, фонтан, цветочная клумба или, к примеру, группа деревьев с фигурными кронами. Главное условие – фокусная точка не должна отличаться по цвету, стилю и фактуре от других компонентов ландшафтного дизайна.

Симметрия и асимметрия

В ландшафтном дизайне композиция может быть симметричной или ассиметричной. Композиции, созданные по принципу симметрии, характеризируются прямолинейностью, четкостью и строгостью линий, равновесием всех присутствующих компонентов. Обычно в таких композициях невооруженным глазом ощущается рукотворность всех компонентов, а малейшее отклонение от заданных форм вызывает дисбаланс. В отличие от симметричной, ассиметричная композиция предполагает неравномерное размещение предметов на участке, которое помогает воссоздать натуральные формы ландшафта, но при этом представляет собой единую и стилистически завершенную природную картину.

Таким образом, композиция – это один из ключевых принципов ландшафтного дизайна, благодаря которому можно придать стильный вид даже самому маленькому саду в любое время года.