Веселый, неунывающий Трубадур из мультфильма «Бременские музыканты» покорил зрителей жаждой свободы и силой любви к прекрасной Принцессе. Герои проходят через череду испытаний, чтобы быть вместе вопреки преградам и желанию Короля. Молодой человек в полной мере впитал черты своего прототипа – средневекового трубадура-рыцаря, дамой сердца которого выступала девушка намного выше по сословию.

История появления

Сказку «Бременские музыканты» написали братья Гримм, но Трубадура в произведении не было. В забавных приключениях участвовали кот, собака, осел и петух, задумавшие добраться до Бремена, чтобы стать уличными музыкантами. В 1960-ых годах экранизировать сказку собралась режиссер-мультипликатор Инесса Ковалевская, однако от готового сценария пришла в ужас. Постановщику не хватило изюминки и «здравого смысла». Так сценарий оброс дополнительными героями.

Трубадура предложил ввести как главного персонажа писатель и актер . В итоге молодой человек возглавил чудаковатый животный ансамбль. Хоть герой и носит имя Трубадур как собственное, однако за основу взята профессия трубадур, которая процветала в Средневековье.

Эпоха трубадуров

В эпоху зрелого Средневековья, начиная с конца 11 века, южный регион Франции Прованс переживал хозяйственный и культурный подъем. Край страны оказался почти свободным от королевского гнета и доктрин папского престола, шла бурная торговля с Европой и Ближним Востоком.


Города росли и процветали, снизился градус противостояния феодалов и горожан, мирно уживались представители всех конфессий – арабские, еврейские и греческие общины. Замки зажиточных людей превращались в культурные центры, где в почете были науки и творчество. В таких условиях зародилась рыцарская лирика трубадуров.

Значение слова «trobar» с прованского – находить, создавать, изобретать. И на первых порах этот термин использовался не как определение социального статуса поэта и музыканта, а как описание его способности придумать новую оригинальную песню. В основном сочинители происходили из знатного рода, а песни распевали под гитару.


Значение творчества поэтов-музыкантов неоценимо. До возникновения куртуазной литературы роль универсального языка играла латынь – на ней писались все произведения. А трубадуры впервые в Западной Европе начали создавать поэзию, используя народные диалекты, в том числе прованский язык. Расцвет рыцарской лирики положил начало переходу средневековой литературы на национальные языки.

Великолепная эпоха трубадуров продлилась вплоть до начала 13 века. Почти 200 лет история отвела становлению и расцвету рыцарской лирики. Такое определение поэзия получила за то, что первые песни посвящались любви к Прекрасной Даме. Влюбленный рыцарь упивается нежными чувствами к женщине, при этом ответные эмоции не обязательны.

Трубадуры повысили ценность человека, способного любить. Дама сердца, как правило, выше по сословию. А на пути бедного мужчины, сраженного стрелами Амура, возникают препятствия. Постепенно тексты от простого рассказа о безответных чувствах превратились в лирические вселенные с кучей героев.


Трубадуром становился человек любого сословия, главное – чтобы имелся талант. Со временем среди них часто начали встречаться и бедные рыцари, и граждане неизвестного происхождения. Но большая часть все же относилась к числу образованных людей, знакомых с литературными трудами Овидия и Вергилия, например. Часть представителей этой творческой интеллигенции выросла при монастырях, в те времена считавшихся центрами культуры.

Первым трубадуром, получившим славу и признание, стал Гильем Аквитанский, который не только сочинял и исполнял композиции. Влиятельный мужчина выступал покровителем коллег по цеху, приглашая в собственный дворец, чтобы те имели возможность свободно творить.

Волна народного признания захлестнула и таких талантливых трубадуров, как Джауфре Рюдель, Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Арнаут Даниэль. В списке нашлось место даже женщинам: Беатриса де Диа и Мария де Вентадорн не хуже мужчин слагали стихи.


Эпоха лирики трубадуров оборвалась в начале 13 века вместе с «альбигойскими войнами». Феодалы с Севера Франции устраивали крестовые походы на Прованс и в итоге разграбили и разрушили колыбель искусства. А это значит, что трубадурам пришлось бежать подальше. Новый дом они нашли в Италии, Германии и на Пиренеях.

Экранизации

Трубадур как «худрук» ансамбля из животных предстал на экранах в 1969 году. Мультик «Бременские музыканты», созданный в формате рок-мюзикла, дополнили любовной линией: как и средневековые трубадуры, главный герой влюбляется в неравную себе даму – Принцессу.


Молодой человек в черновом варианте не понравился Инессе Ковалевской. Художник Макс Жеребчевский нарисовал юношу как скомороха – в колпаке. Окончательный образ родился в голове режиссера, когда она увидела в журнале иностранной моды блондина в узких джинсах.

Так персонаж обрел современный внешний вид и еще ряд приятных характеристик, от которых зрители остались в восторге. Высокий блондин с голубыми глазами обладал чудным голосом, романтичной и легкомысленной натурой, а еще бесконечно любил свободу. Хитрость и смекалка делали героя абсолютным «рыцарем» – из любой ситуации он находил выход и неизменно падал к ногам возлюбленной.

Трубадур распевал волшебные композиции на стихи поэта голосом . Впрочем, актер пел почти за всех персонажей. В озвучке мультфильма также поучаствовали вокалистка Эльмира Жерздева (Принцесса) и поэт Анатолий Горохов (все звери и охрана). За Короля говорил композитор .

Мультик отличился тем, что герои очень напоминали некоторых актеров. Например, банду разбойников срисовали со знаменитой троицы Труса, Балбеса и Бывалого – , и .


В следующий раз Трубадур и его друзья появились в мультфильме Василия Ливанова «По следам бременских музыкантов» в 1973 году. Картину не планировали создавать, да и Инесса Ковалевская была занята другим проектом.

Решение снимать сиквел приключений необычной пятерки музыкантов приняли после обращения на киностудию «Союзмультфильм» – директор одного из московских кинотеатров заявил, что зрители с нетерпением ждут продолжения увлекательной истории. Озвучивали героев те же актеры, а вот у Трубадура голос изменился – партии персонажа исполнил .


Трубадур - это менестрель, или поэт-музыкант, живший и творивший в определенное время в определенном месте. Конкретнее - в Провансе, в XI-XII веках. Сам термин произошел от глагола trobar, что в переводе с провансальского (или окситанского) языка означает «сочинять».

Родина трубадуров

Прованс (историческая область, находящаяся на юго-востоке страны) является колыбелью культуры Франции, так как творчество менестрелей Зрелого Средневековья заложило основу первого литературного языка - романского. Можно утверждать, что трубадур - это прямой предшественник всех поэтов Каталонии и Северной Италии, а также миннезингеров, воспевающих любовь, труверов, средневековых эпических стихотворцев, и самого Данте, и всех, кто пришел за ним. В XI-XII веках именно Прованс переживал большой экономический, а вслед за ним - и культурный подъем. Возникает особый род придворного рыцарского этикета, основанного на умении вести себя в обществе, быть интересным и завоевывать сердца прекрасных дам, затем поклоняться избраннице как иконе и ради нее совершать благородные поступки и подвиги. Провансальская поэзия, служащая недостижимым образцом для всех окрестных народностей, воспевала рыцарей, умеющих служить прекрасной даме.

Рождение нового направления в литературе

В сжатой формулировке трубадур - это куртуазный поэт, в творчестве которого главенствовал культ дамы. Авторы и исполнители произведений признавали себя слугами и вассалами женщины, славили ее благородство, красоту, изысканность и прочие достоинства, а также деяния, совершаемые во имя королевы сердца рыцарями.

Необходимо отметить, что, в отличие от воспевающего подвиг народа, поэзия трубадуров демонстрирует рост индивидуального самосознания. Конкретные герои, такие как Тристан или совершают конкретные поступки во имя любимых женщин. Считается, что первым трубадуром, которого так и называли, был Гийом IX, герцог Аквитании. В данном случае Трубадур - это вполне заслуженное прозвище талантливого и удачливого поэта, давшего толчок развитию всей литературы Франции.

Представители куртуазной литературы

К первым поэтам-музыкантам Прованса относятся Госельм Феди, Пейре Видаль, Гираут де Борнель, Гираут Рикьер и некоторые другие. Интересно, что трубадурами были и женщины. Известны имена 17-ти. Самая популярная из них - Беатриса де Диа. Более того, в XII веке управление несколькими крупными феодами, во главе которых стояли графы, покровители искусств, перешло в руки женщин. Естественно, что в Каркассонском графстве, Аквитанском герцогстве, в Нимском, Нарбоннском и Безьерском виконствах искусство и литература расцвели во времена правления дам пышным цветом. Одним из самых известных произведений куртуазной литературы считается «Ланселот» Кретьена де Труа. Роман в стихах воспевает любовь к королеве Джинерве, жене легендарного Артура, и подвиги ради нее, совершаемые одним из самых известных рыцарей Круглого стола Ланселотом.

Отличительные черты творчества трубадуров

Менестрелем мог стать человек, обладающий умением слагать экспромты и владеющий музыкальным инструментом. Он должен был быть в курсе всех новостей, особенно придворных, и в совершенстве владеть искусством тонкой лести. В основном трубадуры воспевали любовь, весну, радость жизни. И хотя Альбигойский крестовый поход (серия кампаний 1209-1229 годов, предпринятых с целью искоренения ереси) полностью прекратил их существование, эти певцы, поэты, авторы песен оставили большое культурное наследие и прекрасную память о себе. К их творчеству, возрожденному романтиками, интерес не угасает и в наше время. Само название певца и поэта «трубадур» звучит красиво, хотя в те времена наименований было много: трувер, менестрель, миннезингер и бард. К жанрам, особенно чтимым трубадурами, относятся в первую очередь канцона и сирвента, плач и альба, пасторела, тенсона и баллада. Все это разные по форме и тематике песни, но их объединяет изысканность формы и обязательная точность рифмы. В рукописях, дошедших до наших дней, насчитывается до 500 имен трубадуров, 40 из которых известны любителям и знатокам поэзии. Начиная с XIV века понятие «трубадур» было забыто, но поэты-романтики в своем творчестве обратились к наследию менестрелей Средневековья, и интерес к ним вспыхнул с новой силой. Вот и великий итальянский композитор назвал один из своих шедевров этим словом.

Величайшая опера

«Трубадур», опера великого Джузеппе Верди, написанная на либретто его друга Сальваторе Каммарано и увидевшая свет в 1853 году, после смерти либреттиста стала одним из крупнейших произведений Дж. Верди. И хотя события, описанные в ней, относятся к XV веку, придворный поэт-музыкант Манрико, главный герой произведения назван трубадуром. Эта работа гениального композитора стала в один ряд с такими его операми, как «Риголетто» и «Травиата». Композитора настолько захватила идея пьесы А. Г. Гутьереса, испанского драматурга, что всю музыку к бессмертной опере он написал за 29 дней. «Трубадур» - опера, премьера которой состоялась в Риме 19 января 1853 года, сразу стала невероятно популярной и покорила почти всю Европу. Замечательная музыка, прекрасные сольные партии затмевали лихо закрученную интригу сюжета, в которой присутствовали цыгане, ворующие графских детей, любовь двух братьев к одной женщине, дуэль между ними, смерть почти всех героев. Таких сюжетов было много во все времена. Бессмертной оперу делает только музыка несравненного Джузеппе Верди.

В нашей же стране название «трубадур» было прославлено знаменитым мультфильмом, 1-я часть которого вышла в 1969 году, а 2-я - в 1973-м. Трубадур из «Бременских музыкантов» стал одним из самых известных мультипликационных героев. Невероятный успех первой части, созданной по мотивам побудил авторов Юрия Энтина, Василия Ливанова, композитора Геннадия Гладкова к созданию продолжения, которое получило название «По следам Бременских музыкантов». И хотя вторая часть не имела никакого отношения к великим немецким сказочникам, она получилась занимательной, интересной и не менее любимой советскими зрителями, чем первая.

Те же герои: Принцесса и Трубадур, Кот и Пёс, Осёл и Петух - продолжают свои приключения. Несомненным достоинством обеих частей является музыка.

Несколько поколений выросло на этих песнях, они невероятно популярны и узнаваемы. Серенада Трубадура «Луч солнца золотого…» из продолжения мультфильма, исполненная Муслимом Магомаевым, стала музыкальным шедевром. Кроме того, певец в этой части озвучивал еще Гениального сыщика и Атаманшу. Их песни тоже узнаваемы и любимы зрителями.

Пожалуй, благодаря мультику, это наиболее часто исполняемые вещи из репертуара замечательного вокалиста, у которого что ни песня - то шлягер. Серенада Трубадура, наряду с «Мелодией», «Свадьбой», «Ноктюрном», вошла в сокровищницу отечественной эстрады. Песня «Луч солнца золотого...» принесла М. Магомаеву премию «Лучший ролик» 2008 года.