Школа: основное, среднее общее образование

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций.

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15?. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1.

Размеры мебели и ее маркировка

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-172.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. ---- абз. 15 п. 5.6 иключен

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 450 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся ( настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600Х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен – не менее 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, ширина прохода между кроватями – не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3-0,4 м.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу улучшения условий обучения, и важное место занимает вопрос оснащения школ мебелью, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям и ГОСТам.

Ведь в процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. И эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся – соответственно возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти – пятнадцати сантиметров существенно не разнятся.

С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений". В 1992 году Государственные стандарты "Мебель школьная. Функциональные размеры" (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели

На сегодняшний день основным нормативным документом, регламентирующим требования к учебной мебели является пересмотренный и обновленный - ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия», вступающий в силу с 1 июля 2003 года.

Кроме этого, типы, функциональные размеры и требования к учебной мебели определены в следующих ГОСТах:

ГОСТ 5994 – 93 Парты. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18607 – 93 Столы демонстрационные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18313 – 93 Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 22361 – 95 Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20064 – 86 Доски классные. Общие технические требования.

ГОСТ 22359 – 95 Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18666 – 95 Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 22360 – 95 Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20902 – 95 Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19550 – 93 Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19549 – 93 Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18314 – 93 Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры.

ГОСТ 23381 – 83 Стулья ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 23380 – 83 Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 11016 – 93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 11015 – 93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

Все эти документы в полной мере отражают критерии и требования, которые предъявляют к учебной мебели в том числе педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, производственно-экономические и архитектурно-художественные.

Сроки эксплуатации , в течение которых школьная мебель должная сохранять свои функциональные и качественные характеристики:

Стол ученический - не менее 10 лет,

Стул ученический - до 5 лет,

Шкафы для учебных пособий – не менее 20 лет.

В основе правильной комплектации школ мебелью является наличие необходимых комплектов ученической мебели по группам в соответствии с фактическим распределением детей (особую важность это имеет в начальной школе).

Школьные парты должны соответствовать росту и возрасту учащегося, обеспечивать правильную посадку.

Ведь результатами неправильно устроенной парты могут быть

Нарушения зрения;

Искривление позвоночника;

Излишнее мышечное напряжение и быструю утомляемость;

Стеснение дыхания, внутренних органов и др.

Основными параметрами парты, которые должны удовлетворять установленным нормам для того, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка, являются дистанция и дифференция. Кроме того нормируется ширина скамьи, высота скамьи, наклон стола и др.

Так же школьная мебель должна соответствовать требованиям травмо-безопасности . Это обеспечивается закруглением углов столешниц на всех типах столов, применением в окантовке столешниц пластиковой кромки ABS, использованием круглого профиля труб для каркаса стола, использованием механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола, а так же повышенной устойчивостью конструкции стола и стула.

В целях удобства транспортировки учебная мебель, чаще всего, поступает в разобранном виде. Следует отметить, что сборка мебели является важным этапом производственно – технологического цикла. От качества выполнения этой операции во многом зависит долговечность изделия. Сборкой мебели в нашей компании занимаются высококвалифицированные и опытные специалисты. Опыт работы нашей компании в области поставки школьной мебели уже более 7 лет.

Важно учитывать, что при оснащении специальных кабинетов, таких как химия, физика, биология, компьютерные и лингафонные классы необходимо использовать специализированную мебель. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил технической безопасности и санитарно - гигиенических норм.

При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений". В 1992 году Государственные стандарты "Мебель школьная. Функциональные размеры" (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели

Маркировка школьной мебели.

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе).

Например:

2_______ ____4_____

115-130 см 145-160 см

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм и должна быть видна со стороны прохода между рядами.

Расстановка школьной мебели

Впереди каждого ряда ставят мебель меньших номеров (например, №2), за ним больших

номеров (например, №3, №4). Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель №1, вторыми

№2 или группы А, третьими №3 или группы Б. При необходимости поставить мебель большего номера, ближе к доске, ее следует размещать только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми или вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо для профилактики осанки и зрения.

Размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях в см. устанавливаются следующими:

Между рядами двухместных столов не менее 60 см;

Между рядами одноместных столов не менее 50 см;

Между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 70 см(в зданиях из кирпича и местных материалов не менее 50 мм);

Между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 70 мм (в зданиях из кирпича, не менее 50 см);

От передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов 170 – 200 см, а в лабораториях (при наличии демонстрационного стола не менее 225 мм);

От передней стены с классной доской до первых двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке не менее 225 см;

От задних столов до задней стены (перегородки) не менее 65 см, а если стена является наружной не менее 100 мм;

От задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены не менее 80 мм, а при устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов не менее 120 см;

Между столами в ряду не менее 50 см;

Между столом учителя и передней стеной не менее 65 см;

От демонстрационного стола до классной доски не менее 100 см;

Между столом учителя и первым столом учащихся не менее 50 см;

Угол видимости доски (от края доски длиной 3 метра до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается в первых классах и лабораториях, не менее 45 градусов, во втором – четвертом классах 40 градусов, в кабинетах других классов, не менее 35 градусов.

Измерение роста школьников

Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная со 100 см. В промежутках между делениями проставляют номера (группы) мебели.

Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующего номера (группы).

На данный момент существует множество производителей школьной мебели, которые предлагают купить школьную мебель у них, но школы не могут позволить себе купить напрямую у производителя школьной мебели ввиду того что придется плотить и за доставку. По этому школы и другие учебные заведения покупают мебель в магазинах. Наша компания работает напрямую с производителями, которые производят от детской школьной мебели и до самой старшей возрастной группы. Мы реализуем шкафы, школьные парты. Цены на школьную мебель зависят напрямую от производителя, но мы стараемся удерживать цены на школьную мебель на одном уровне. Цены на школьную мебель Вы можете узнать зайдя в наш каталог.

Когда ребенок идет в школу, у родителей возникает вопрос обустройства рабочего места. Многие покупают стол "на вырост", чтобы больше не надо было покупать новую мебель. Но специальная - более предпочтительный вариант, чем обычный письменный стол.

Во-первых, письменный стол предназначен для взрослых, которые уже в состоянии держать правильную осанку. Ребенок же только учится это делать, его позвоночник еще формируется. Парта для школьника должен быть сделан с учетом анатомических особенностей детей этого возраста, чтобы помочь формированию правильной осанки.

Во-вторых, дети быстро растут, и высота стола, как правило, не регулируется. Стандартные стулья имеют высоту 45 сантиметров, стандартные рабочие столы – 76 сантиметров. Ребёнку за ними будет попросту неудобно: ноги до пола не достают, столешница на уровне плеча… Мало того, что толком учиться не получится – постоянно придётся отвлекаться из-за дискомфорта – ещё и риск развития многих заболеваний серьёзно увеличивается. Речь идёт о сколиозе (искривлении позвоночника), остеохондрозе и близорукости. В хороших школьных партах высота регулируется, поэтому парта будет «расти» вместе с ним.

Важно правильно отрегулировать высоту стула и стола, поскольку ноги карапуза должны стоять на полу плотно и устойчиво, колени под столом должны обязательно образовывать один прямой угол, а бедра и туловище - второй.

По утверждению профессионалов высоту мебели для школьника следует регулировать два раза в год. На каждые новые 15 см роста ученика высота парты должна быть выше на 6 см, а стульчика на 4 см.

В-третьих, парты имеют модули для хранения самых нужных предметов. Их можно легко вписать в любой интерьер, сэкономив драгоценные метры.

При этом подобные парты гарантированно соответствуют и всем остальным требованиям, которые применяются к детским столам:

  • Размеры крышки. Для того, чтоб малыш правильно сидел за столом, он должен иметь возможность положить оба локтя на край парты, но так, чтобы не возникло желания наклонить корпус вперед, ведь тогда спина будет в неправильном положении. Столешница рабочего стола ребёнка должна иметь размеры не меньше, чем 60х60 сантиметров, иначе на ней просто не хватит места для всех учебных принадлежностей.
  • Тумбы и ящики. Они должны быть, чтобы ребёнку не приходилось за каждой ручкой или набором карандашей бегать к стеллажу. При этом идеальный ящик не может быть слишком глубоким, в противном случае искать в нём какую-то мелочёвку будет очень затруднительно.
  • Соответствие высоты стола и стула. Стул должен идеально подходить к парте по высоте, иначе все преимущества современного стола будут сведены на нет. Растущий стул настраивается так же, как парта, им удобно пользоваться.
  • Наличие надстроек. По мере роста ребёнка ему будет требоваться всё больше места для уроков. Растущая детская мебель дополнительно оборудуется боковыми и задними приставками – Вы можете увеличить полезную площадь стола в 2.5-3 раза!

Кроме того, парта для школьника должна обладать не только регулировкой высоты, но и углом наклона столешницы. В начальных классах для письма, чтения и рисования советуют использовать столешницу с наклоном. Медики утверждают, что оптимальный угол наклона столешницы при занятиях письмом должен составлять 15 градусов, чтением – 30 градусов, при рисовании – 0-5 градусов. Требования к механизму регулировки наклона те же, что к механизму регулировки высоты. необходима только ученикам начальной школы, тогда как старшеклассники должны заниматься за столом с ровной поверхностью.

В общем, все элементы парты должны быть безопасными для ребенка. Выберите прочный и надежный письменный стол. На нем не должно быть выступающих элементов, за которые можно зацепиться. Парта для школьника должна быть устойчивой, чтобы не шататься и не скользить по полу. Желательно, чтобы ее углы были закруглены.

Если у вас небольшая квартира, стоит обратить внимание на размер парты. Парта для школьника может быть большой и достаточно , поэтому ясно, что, чем комната меньше, тем более компактной должна быть парта (но не в ущерб удобству ребенка). Для совсем маленьких комнат в продаже имеются угловые парты.

Кроме того, важен материал, из которого сделана парта. Он должен быть экологически безопасным, не выделять формальдегид и другие опасные вещества. Необходимо спросить подтверждающий безопасность сертификат. Конечно, идеальный вариант - это школьная парта из массива дерева, но такие школьные столы дороже. Столешницу необходимо выбирать матовую, так как глянцевые поверхности бликуют и способствуют быстрому утомлению глаз. Лучше всего выбирать нейтральные цвета столешницы (пастельные или оттенки натурального дерева) с возможностью легкой очистки.

Аксессуары могут дать дополнительные «бонусы», которые помогут сделать окончательный выбор при прочих равных условиях. Скажем, некоторые школьные парты могут приспосабливаться к различным видам напольных покрытий (твердых и мягких). Крючок для подвешивания ранца, пенала, линейки, подставка для книг, отсек для письменных принадлежностей - не обязательные, но очень полезные дополнения. может быть поделена на две части. Стационарную, на которой располагается монитор или лампа, и подвижную, угол наклона которой может достигать 20 градусов. На передней части парты могут быть закреплены алюминиевые линейки, служащие для измерения во время занятия, а также препятствующие скатыванию предметов по наклонной плоскости.

Даже возможность выбрать один из нескольких цветов может склонить чашу весов в сторону конкретной модели. Но цвет парты не должен быть слишком ярким - это будет отвлекать внимание ребенка.

Еще один вариант современной растущей парты для школьника, которая учитывает физиологические потребности ребенка, а также отвечает всем экологическим нормам, - . Именно они первыми поставили растущую парту на два колеса, делая её более мобильной. Другим оригинальным решением стали маленькие подвесные ящички на высокой задней приставке к парте. Словно вынутые из бабушкиного секретера эпохи начала 20-го века, они способны были вместить в себя тысячи мелочей.

Парты средней ценовой категории предлагает компания - компания, расположенная в Тайвани, с главным офисом в США. Благодаря применению современных технологий, экологичности и доступной цене, эта компания вот уже 30 лет с успехом производит детскую эргономичную ортопедическую мебель, письменные и компьютерные столы. - это новый брэнд этой фирмы.

Экономичный вариант растущей парты . Все родители стремятся дать своим детям самое лучшее, но иногда возможностей хватает не на все. Сегодня на российском рынке можно найти много достойных аналогов дорогим растущим партам для школьника. Самая популярная недорогая модель – это . При сравнительно небольшой цене Астек-Элара почти не уступает более дорогим моделям. В каждой парте есть выдвижной ящик для ручек и карандашей. Высота регулируется с помощью того же ростомера на ножках. Небольшой минус, в том, что очень мало места для хранения. Придется докупать модули на стену или тумбу под парту. Угол столешницы тоже регулируется (не во всех моделях), но положений меньше. Чтобы установить нужный наклон, необходимо открутить и закрутить пару винтиков.

Подбираем правильный стул для школьника

При покупке в салонах "ДИН-детские интерьеры" одновременно со - для Вас доставка по г. Москве бесплатна; при покупке только стола - дарим прозрачную накладку на стол.

Продолжаем цикл статей по правильной организации рабочего места школьника. Чтобы понять почему это важно сделать, достаточно посмотреть данные статистики по “популярным” школьным заболеваниям. Среди них “лидируют” - нарушение осанки и близорукость. Связано это с большими нагрузками в школе в период роста и неправильно оборудованном местом для занятий. Мы уже писали про то, как наклонная столешница помогает сохранить детское зрение. А в этой статье расскажем: какая должна быть высота парты по СанПину.

Зачем это надо?

Каждый ученик проводит до 8 часов в день за партой. Если она не соответствует росту, ребенок будет вынужден сутулиться. А учитывая, принятое в школе косое письмо, он будет поднимать правое плечо и кособочиться. В конечном итоге, ситуация может привести к развитию серьезного недуга - сколиоза.

А между тем, искривление позвоночника можно предотвратить. Для этого врачи-ортопеды рекомендуют придерживаться при посадке за столом правила “трех углов”. И правильно выбранная высота парты в зависимости от роста поможет легко соблюдать это простое правило.

Санитарные требования к школьным партам: СанПин

Государством разработаны правила и нормы для детских садов и школ, которые зафиксированы в документе: “Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (СанПин 2.4.2.2821-10).

В п.5 говорится следующее:

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для детского здоровья, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

и приведена таблица:

Высота парты и стула по ГОСТу 11015-93 и 11016-93

Разумное решение: парта регулируемая по высоте

Дети слишком быстро растут. И чтобы родителям не пришлось менять мебель каждый год, производители выпускают так называемые “растущие парты” с регулировкой по высоте. Это очень удобно и дает возможность родителям сэкономить. По мере роста ребенка столешница просто поднимается на нужный уровень специальными механизмами, что позволяет использовать изделие в течение всего периода обучения: с первого класса и до окончания школы.


В нашем ассортименте есть парты-трансформеры с различными механизмами подъема столешницы: от простых до супер-надежных немецких газлифтов. Подробная информация по каждой позиции размещена в описании товара. У некоторых моделей имеется обзорное видео, где вы сможете посмотреть на использование в действии и подобрать для своего ребенка наилучший вариант.

Основным оборудованием класса является парта. Неправильно устроенная или не соответствующая росту парта может быть причиной ухудшения зрения, искривления позвоночника.

Наиболее распространена парта Эрисмана. Парты могут быть одноместными и двухместными, деревянными или на металлической основе (рис. 27).

Рис. 27. Основные элементы парты и их размеры:
А - горизонтальная доска крышки парты; Б, В - наклонная доска; Б - неподвижная часть; В - поднимающаяся часть; Г - спинка скамьи; Е -боковые стойки; Ж - полозья-бруски; ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры.

Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе должна быть согнута под прямым углом.

Глубина сиденья должна быть такова, чтобы большая часть бедра (2/3-3/4) опиралась на сиденье. Спинка парты делается из одного или двух брусков, лучше из двух, что обеспечивает пояснично-крестцовую и подлопаточную опору.

Дифференция - расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья - должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7- 1/8 часть роста.

Дистанция скамьи - расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья - отражает соотношение между краем стола и краем скамьи. Различают положительную, нулевую, отрицательную дистанцию. Дистанция скамьи должна быть отрицательной, т. е. край скамьи должен заходить под край стола на 3-4 см (рис. 28).


Рис. 28. Дистанция сиденья парты:
А - отрицательная; Б - нулевая; В - положительна

Оптимальная длина стола для различных номеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты должна иметь наклон 15°. При таком наклоне ось зрения перпендикулярна плоскости книги, что создает при меньшем напряжении органа зрения хорошую видимость.

В настоящее время разработаны и разрабатываются новые модели парт (легкие, светлой окраски).

Путем сравнения величины отдельных частей стола и стула с соответствующими размерами тела учащегося устанавливают, соответствует ли стол и стул сидящему за ним.

Парта или стол и стул каждого номера служит для определенной ростовой группы. Ученические столы и стулья изготавливаются пяти групп:
А для учащихся, имеющих рост до 130 см;
Б » » » » от 131 до 145 см;
В » » » » » 146 » 160 »;
Г » » » » » 161 » 175 »;
Д » » » » более 176 см.

Каждая парта или ученический стол со стулом должны иметь маркировку: на внешней боковой поверхности парты или стола делают рельефную маркировку с обозначением номера стола в числителе и поста учащихся в знаменателе. Например, Г/161-175.

Кроме того, на обеих внешних боковых сторонах ученического стола должна быть нанесена дополнительная цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы (кольца) шириной 20 мм.

На ученических стульях рельефная маркировка наносится на задней поверхности спинки, а цветовая - на ножках с обеих сторон стула.

Для ученических столов и стульев установлена следующая цветовая маркировка:
для группы А - желтая » Б - красная
» В - голубая
» Г - зеленая
» Д - белая
Согласно новому ГОСТ на школьную мебель, ученические столы и стулья изготовляют двух типов: I тип - с постоянными параметрами и II - с регулируемыми параметрами, причем ученические столы могут быть одно-и двухместными. Рабочая поверхность столов должна быть отделана прозрачными лаками или эмульсиями и другими материалами, отвечающими гигиеническим требованиям, иметь светлую окраску, ровный тон и цвет, допускать мытье теплой водой (60°) с применением моющих средств.

Классные доски длиной 3-3,5 м и шириной 1,2 м располагаются обычно посередине передней стенки класса.

Нижний край доски должен немного возвышаться над партами.

В начальной школе доску укрепляют на уровне 80-85 см от пола, а в средних и старших классах - 90- 95 см. По нижнему краю доски делают лоток для предупреждения загрязнения пола меловой пылью. По верхнему краю доски прикрепляют крючки для развешивания таблиц. Над досками должно быть добавочное местное освещение.

Поверхность доски должна быть ровной, гладкой, матовой. Для покрытия классных досок используют линолеум, пластмассу, резину. Цвет доски для кабинетов черчения рекомендуется черный, а в остальных случаях - темно-зеленый, коричневый.